Потребление энергии замедляется, что предопределяет необходимость трансформировать и оптимизировать структуру энергии.
Замедление темпов роста внутреннего энергопотребления дает хорошую возможность для трансформации энергетической структуры. В 2002–2007 гг. экономика Китая в целом имела быстрое развитие и способствовала быстрому росту спроса на энергию, в этом контексте удовлетворение спроса для обеспечения стимулов для роста является первоочередной задачей, а для энергетической категории и не выдвигает слишком высоких требований.
Под влиянием глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. экономический рост Китая замедлился, потребление первичной энергии резко сократилось, но с последующим введением экономической стимулирующей политики экономический рост снова вырос с повышением спроса на энергию, но не восстановился до прежних максимумов.
После 2012 г. потребление электроэнергии в нашем обществе снизилось. В 2017 г. потребление электроэнергии составило 6,31 млрд кВт∙ч, в целом произошел рост на 6,6 %. В первой, второй и третьей отраслях промышленности, городских и сельских поселениях рост составил 7,3; 5,5; 10,7 и 7,8 % соответственно. В определенной степени существующие тенденции отражают экономическую реструктуризацию, продвижение энергосберегающих проектов и другие инициативы, принесшие результаты.
С точки зрения сопоставления с общемировыми показателями энергоемкость Китая по сравнению со средними мировыми и развитыми странами по-прежнему высока, а первичное потребление энергии еще зависит от угля, поэтому имеет большие возможности для улучшения структуры энергии (см. [1; 2; 3; 4; 5; 8; 9]).
По сравнению с глобальной структурой потребления первичной энергии, потребление угля в Китае в 2016 г. по-прежнему составляет 62 %, что на 34 % выше. И нефть, и природный газ, и альтернативные источники энергии еще не достигают среднего уровня глобального потребления энергии.
Учитывая энергетическую структуру Китая, а также экологические проблемы, потребление угля, как ожидается, будет продолжать снижаться. Китай как страна, не обладающая углеводородными ресурсами, часть нефти и газа часто импортирует. Внешняя зависимость от природного газа может быть до 46 % к 2020 г. Если рассматривать долгосрочную энергетическую безопасность, то необходимо ускорить переход на альтернативные источники энергии.