По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.45

Анализ существующих методов повышения качества поверхностных слоев деталей машин

Яковлева А.П. канд. техн. наук, доцент, Московский Государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва

В статье проведен анализ и сделана классификация основных методов повышения качества поверхности пар трения. Надежность работы машин непосредственно связана с качеством поверхностного слоя, который характеризуется геометрическими и физико-механическими параметрами. От качества поверхностного слоя зависят эксплуатационные свойства — износостойкость, коррозионная стойкость, сопротивление контактной усталости и др. В работе проведен сравнительный анализ основных методов повышения твердости поверхности.

Литература:

1. Кузнецов Н. Д., Цейтлин В. И., Волков В.И. Технологические методы повышения надежности деталей машин: справочник. — М.: Машиностроение, 1992. — 304 с.: илл.

2. Суслов А.Г. Инженерия поверхности деталей — резерв повышения конкурентности машин: справочник // Инженерный журнал. — 2001. — №4. Приложение. — С. 3–9.

3. Ионная химико-термическая обработка сплавов / Б. Н. Арзамасов, А. Г. Братухин, Ю.С. Елисеев, Т.А. Панайоти. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. — 400 с.

4. Герасимов С. А., Сидорин И. И., Косолапов Г.Ф. Исследование износостойкости азотируемых сталей // Изв. вузов. Машиностроение. — 1973. — №5. — С. 127–129.

5. Лахтин Ю. М., Коган Я. Д. Газовое азотирование деталей машин и инструмента. — М.: Машиностроение, 1982. — 60 с.

6. Котов O.К. Поверхностное упрочнение деталей машин химико-термическими методами. — М.: Машгиз, 1961. — 2-е изд., испр. и доп. — 279 с.

7. Прокошкин Д. А. Химико-термическая обработка металлов — карбонитрация. — М.: Машиностроение; Металлургия, 1984. — 240 с.

8. Супов А.В. Создание процесса карбонитрации // Металловедение. Термическая и химико-термическая обработка сплавов: Сб. науч. тр. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.

9. Любарский И. М., Палатник Л.С. Металлофизика трения. — М.: Металлургия, 1976. — 176 с.: илл. 10.Полевой С. Н., Евдокимов В.Д. Упрочнение металлов: справочник. — М.: Машиностроение, 1986. — 320 с.

В процессе изнашивания при трении скольжения, когда реализуются усталостное, коррозионное, адгезионное, эрозионное или другие виды поверхностных повреждений, важную роль играют структура и физико-механический комплекс свойств тонкого приповерхностного слоя материала, от которых зависит характер формирующихся при трении динамических структур, механизмы разрушения и кинетика изнашивания [1–10]. По данным [3, 5, 6], 85…90% машин выходят из строя по причине износа деталей, хотя за последние годы использование эффекта безызносности значительно расширилось.

Было разработано и исследовано большое количество методов повышения износостойкости. Большой вклад внесли Арзамасов В.Б., Аскинази Б. М., Герасимов С.А., Григорьянц А. Г., Шиганов И.Н., Лахтин Ю. М., Кудрявцев Н. Т., Рыжов М.Н., Сидорин И.И. и др.

Классифицируя все способы, позволяющие увеличить износостойкость, их можно разделить на несколько больших групп — упрочняющая обработка, отделочная обработка, комбинированная обработка. В основу классификации методов положено различие физических, физико-технических, химических процессов (рис. 9).

При эксплуатации машин и механизмов, содержащих пары трения, возникает их износ и снижение усталостной прочности. Из-за этого у многих низкий ресурс работы. Одним из решений повышения износостойкости является применение термической и химико-термической обработки [1, 7]. Рассмотрим основные методы ХТО.

Цементация. По данным работ [7, 8], как в отечественной, так и в зарубежной практике принята поверхностная твердость цементированного слоя в пределах HRC 59…64. Однако не всегда максимальной твердости соответствует наибольшая износостойкость [5, 6, 7]. Котов О. Р. [4, 5] показал, что износостойкость цементированных роликов увеличивается при снижении твердости с HRC 62 до HRC 50. Аналогичные результаты получены в работе [2]. Любарский И. М. [5], исследуя износ и контактную прочность роликов из стали 18×2Н4ВА, установил снижение износостойкости при понижении твердости (до HRC 54).

Для Цитирования:
Яковлева А.П., Анализ существующих методов повышения качества поверхностных слоев деталей машин. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: