Глобализационные процессы последнего десятилетия и связанные с ними противоречия и соперничество мировых держав за рынки сбыта вносят огромные изменения в деятельность большинства компаний и предприятий. В этих условиях и России необходимо смотреть далеко вперед, на основе научно обоснованного целеполагания принимать грамотные стратегические решения. На всех этапах процесса стратегического управления должно быть организовано научное обеспечение. Наука должна сопровождать весь процесс стратегического управления — от постановки стратегических целей и задач до стратегического аудита (контроля) за ходом реализации стратегии.
Наряду с управлением заметно возросла и продолжает расти роль науки и в самом производственном процессе: сегодня каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма в своем стремлении решать проблемы обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной, активизируют свою научно-техническую деятельность. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. К важным конкурентным преимуществам следует отнести рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, способность быстро реагировать на меняющиеся условия внутренней и внешней среды — все то, что предполагает инновационное воздействие на инвестиционный и производственный процессы.
При проведении исследования применялись такие методы, как анализ, сравнение, метод аналогий, а также комплексное сочетание нескольких теоретических и эмпирических методов.
Современная мировая экономика развивается в двух основных направлениях: становится все более глобальной и все больше зависит от новых идей и разработок, особенно в сфере науки и техники (НИОКР). Разумеется, эти две тенденции не развивались изолированно. Глобализация экономики имела своим последствием перенос части НИОКР корпораций из страны базирования за рубеж и соответствующую интенсификацию инноваций, что нашло отражение в стратегическом менеджменте корпораций, расширяя сферу их глобальной деятельности. Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы, по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую систему, основой которой стал менеджмент знаний [1; 2].