Статья поступила 13.10.2025
Статья подписана в печать 30.10.2025
The article was received on October 13, 2025.
The article was signed for publication on October 30, 2025.
В современном мире процессы международной мобильности студентов приобретают все большую значимость. Для иностранных студентов, обучающихся в России, адаптация к новой социально-культурной среде является важным этапом успешной интеграции, влияющим на их образовательный и личностный рост. Адаптация в данном контексте включает множество аспектов: культурно-языковой, социально-психологический, а также интеграцию в учебную и общественную жизнь. Несмотря на актуальность данной темы, вопросы, связанные с особенностями и трудностями адаптационных процессов иностранных студентов в российской образовательной среде, остаются недостаточно исследованными и требуют эмпирического анализа.
Целью настоящей работы является анализ процессов и факторов, влияющих на степень успешной социальной и культурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в России, на основе результатов анкетирования. Работа преследует задачу выявить особенности адаптационных стратегий и проблем, а также сформировать рекомендации для повышения уровня поддержки иностранных студентов в российских вузах.
Объектом исследования выступают студенты-иностранцы Магнитогорского государственного университета имени Григория Ивановича Носова.
Одна из групп, которым оказывается психолого-педагогическая помощь в Магнитогорском государственном техническом университете имени Григория Ивановича Носова, — это студенты-иностранцы. За развитие и поддержку этой категории обучающихся отвечает Управление международного сотрудничества университета, которое занимается не только организацией учебного процесса, но и содействием в адаптации и социализации иностранных студентов, прибывших для получения образования в Россию, в частности — в город Магнитогорск. Цель работы управления — обеспечить комфортные условия для успешной интеграции иностранных студентов в образовательную, социальную и культурную среду вуза и города.