По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.130.53

Анализ состояния проблем правового регулирования нанотехнологического развития российского общества и государства (2008–2018)

Теймур Эльдарович Зульфугарзаде доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, E-mail: teymurz@yandex.ru
Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики, Юго-Западный государственный университет, E-mail: lenausti@mail.ru,
Александр Луканов доцент, научный сотрудник лаборатории нанотехнологий, Сайтамский университет, Япония, E-mail: loukanov@mail.saitama-u.ac.jp

В настоящей статье показано, что государственные институты в России по инерции продолжают применять к нанотехнологиям существующие, не адаптированные в полной степени нормативные правовые акты, которые были разработаны без учета наноспецифики. Крайне недостаточно исследованы научным сообществом и проблемы правового регулирования нанотехнологического развития российского общества и государства, разработки и внедрения наноматериалов.

Литература:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 // Российская газета. — 2007. — № 90 (27 апр.).

2. Современное состояние развития работ за рубежом и в Российской Федерации / Проект программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.istok-ru.eu/files/RF_nanotechnologies_ program_2015_rus.doc.

В настоящее время борьба за лидерство в области нанотехнологических исследований усиливается во всех технологически развитых странах мира, этот процесс происходит по мере того, как органы государственной власти и управления соответствующих стран вкладывают в исследования все большие интеллектуальные, материальные, финансовые и тому подобные средства. Импульс быстрому, даже бурному развитию нанотехнологий в мире был придан в 2000 г., когда в США была принята программа National Nanotechnology Initiative (Национальная нанотехнологическая инициатива), объем ежегодного бюджетного финансирования которой ускоренными темпами вырос с 420 млн до полутора миллиардов долларов в год.

Вслед за США приняли свои программы по развитию нанотехнологий Германия, Франция, Япония, Южная Корея, Китай и Россия. По оценкам экспертов, мировой рынок нанотехнологий в настоящее время превысил 700 млрд долл. США и к 2015 г. может возрасти до 1–2 трлн долл.

В частности, как отмечается в отчете Science and Technology Indicators 2003 Европейской комиссии, странам Европы предстоит еще много сделать для коммерциализации академических исследований в области нанотехнологий. По данным отчета, на проведение исследований в рамках программы 6th Framework Programme for Research (FP6), в 2003 г. исследовательским лабораториям было выделено около 1,6 млрд евро.

В 2000 г. ведущими европейскими странами в области нанотехнологических исследований стали Германия (63 млн евро), Соединенное королевство (39 млн евро), Франция (19 млн евро), Нидерланды (6,9 млн евро), Италия (6,3 млн евро), Швеция (5,8 млн евро). Финансовые вложения России в нанотехнологии в период 2000–2007 гг. были весьма незначительны, что потребовало существенных изменений государственной политики в данной сфере.

В 2004 финансовом году США существенно увеличили расходы на исследования в области нанотехнологий, составившие порядка 849 млн долл. (803,2 млн евро), что на 9,7 % больше, чем в 2003 г. Кроме того, конгрессом США было дополнительно выделено правительственным агентствам, занимающимся нанотехнологическими исследованиями, около 2,1 млрд долл. (1,98 млрд евро) в виде грантов на период 2004–2007 гг.

Для Цитирования:
Теймур Эльдарович Зульфугарзаде, Елена Степановна Устинович, Александр Луканов, Анализ состояния проблем правового регулирования нанотехнологического развития российского общества и государства (2008–2018). Социальная политика и социальное партнерство. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: