В современных условиях российской экономики на первый план выходит защита ее природных богатств, к которым относятся земельные ресурсы. Совершенствование теоретических и методических положений формирования особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий становится трендом рационального аграрного землепользования [1, 2, 5, 6, 8, 9, 10] и действенным инструментом правовой защиты земель сельскохозяйственного назначения [3, 4]. Земельные участки, которые можно классифицировать как особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, включают в специальный Перечень. Процедура формирования и ведения данного Перечня осуществляется уполномоченным органом субъекта Федерации, распространяется на земли особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории данного субъекта Федерации в разрезе муниципальных районов независимо от форм собственности. Информацию о земельных участках, подлежащих включению в Перечень, предоставляют органы государственной власти, органы местного самоуправления субъекта Федерации, а также организации, обладающие информацией о таких земельных участках (Росреестр, территориальные управления Росимущества, подведомственные организации Департамента мелиорации, земельной политики и госсобственности). Самым лабильным критерием формирования особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий можно считать существенное превышение кадастровой стоимости конкретного земельного участка над средней кадастровой стоимостью муниципального образования, которое варьируется по субъектам Российской Федерации от 5 % (Краснодарский край) до 60 % (Республика Дагестан). Земельные участки, попадающие в категорию особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий по этому критерию, требуют повышенного внимания, поэтому анализ количественного их состояния являются актуальной задачей.
Исходя из предпосылки, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предназначены только для выращивания сельскохозяйственных культур, целесообразно исследовать их состояние по природно-сельскохозяйственным зонам субъекта Федерации. В нашем исследовании остановимся на центральной орошаемой зоне Ростовской области. Эту зону формируют шесть муниципальных районов: Багаевский, Волгодонской, Весёловский, Мартыновский, Пролетарский, Семикаракорский. Другое допущение нашего исследования было обусловлено тем фактом, что в настоящий момент в Ростовской области в Перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не присутствуют земельные участки по критерию существенного превышения кадастровой стоимости, поэтому анализ проводили по тому количеству участков, которые существовали на момент проведения кадастровой оценки [7]. Критерий существенного превышения кадастровой стоимости в Ростовской области составляет более 50 %. В табл. 1 приведены площади по районам зоны, общая, сельскохозяйственных угодий и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на 1 февраля 2022 г.