Рынком называют сферу обмена. Когда речь идет о рынке конкретного товара, то через этот термин определяется вся совокупность юридических и физических лиц, функционирующих в данной сфере обмена.
Известны рынки совершенной и несовершенной конкуренции [1, 2, 4, 10].
Рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции, называется конкурентным рынком [3]. Совершенно конкурентный рынок – это рынок, где действует большое количество покупателей и продавцов и где ни один из них не может воздействовать на цену товара [3].
На рис. 1 представлены особенности рынка совершенной конкуренции.
На конкурентном рынке фирма максимизирует свою прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC) и текущей рыночной цене (P):
Предельные издержки – расходы предприятия на производство дополнительной единицы продукции сверх того количества, которое уже производится (дополнительные затраты на производство дополнительной продукции).
Равновесная цена устанавливается на таком уровне, когда объем предложения равен объему спроса на продукцию.
Вход и выход в отрасль свободны, экономическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуждают некоторые фирмы ее покинуть. Рыночная цена товара устанавливается на уровне минимальных средних издержек (АС) типичной фирмы. Каждая фирма отрасли устанавливает объем производства, который выполняется, когда цена равна предельному доходу [2, 4]:
При совершенном конкурентном рынке нельзя повысить чье-либо благосостояние, не снижая при этом благосостояние отдельных субъектов рынка, и в результате этого осуществляется эффективное распределение ресурсов (Парето-оптимальность).
На рис. 2 приведено условия Паретооптимальность.
На рынке совершенной конкуренции эффективность распределения ресурсов между фирмами и отраслями достигается, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам [2, 4, 5, 10].