Российский рынок фруктово-ягодных кондитерских изделий имеет достаточно высокий уровень развития. Особой популярностью у потребителей пользуются мармеладные и пастильные изделия, относящиеся к сахаристым кондитерским изделиям. Производители фруктово-ягодных изделий постоянно придумывают новые вкусы, формы и виды, используя нетрадиционное сырье и разнообразные вкусовые добавки, а для создания форм применяют структурообразователи. По состоянию на текущий год наиболее известными в России производителями фруктово-ягодных кондитерских изделий являются:
• «Ударница»;
• «Русский кондитер»;
• «Рошен»;
• «Нева»;
• «Глазовский пищекомбинат».
Рынок изделий можно считать высокосегментированным, и почти в каждом регионе есть свои производители, которые могут быть неизвестны на федеральном уровне [1].
Анализ представленных в таблице 1 данных свидетельствует, что объемы производства сахаристых кондитерских изделий, в том числе и фруктово-ягодных, практически непрерывно возрастают. Прирост объемов производства сахаристых изделий с 2010 по 2018 г. составил 463 тыс. т, или 31,6 %.
Большую долю производства всех фруктово-ягодных изделий занимает мармелад, которая составляет 49,2 %, в том числе жевательный мармелад с долей 24,8 %. В компании «Ударница», которая производит 56,8 % всех кондитерских фруктово-ягодных изделий российского рынка, на долю мармелада приходится 54,5 %.
Продукция «мармелад» имеет глубокий ассортимент, представленный видами, разновидностями, торговыми марками и их модификациями. Так, например, годовой объем продаж кондитерской фабрики из Волгограда ЗАО «Народное предприятие «Конфил» составляет порядка 15 тыс. т, и в общем выпуске продукции предприятия фруктово-ягодные изделия занимают 8 %.
У другого российского производителя — ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» соотношение зефира и мармелада составляет 6,8 и 1,7 % соответственно. У кондитерской фабрики из Московской области «Зарянка» производство пастильных и мармеладных изделий составляет 60 % от всей выпускаемой фабрикой продукции.