По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.21

Анализ состояния государственного кадастрового учета земель для обеспечения функций управления земельными ресурсами

Ткачева О. А. канд. с.-х. наук, доцент, доцент кафедры кадастра и мониторинга земель Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А. К. Кортунова, Донской государственный аграрный университет, Ростовская обл. Е-mail: allesgut75@mail.ru
Мещанинова Е. Г. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры кадастра и мониторинга земель Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А. К. Кортунова, Донской государственный аграрный университет, Ростовская обл. Е-mail: forpost-MEG@yandex.ru

В статье проведен анализ состояния государственного кадастрового учета объектов недвижимости сельских поселений муниципального образования для обеспечения функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами территории.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 06.08.2000 № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12120598/. — Загл. с экрана.

2. Приказ Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12185945/. — Загл. с экрана.

3. Приказ Минэкономразвития от 24.11. 2015 № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420321282. — Загл. с экрана.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903 «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)»» (ред. 17.02.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499050496. — Загл. с экрана.

5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О кадастровой деятельности» (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/57407602/. — Загл. с экрана.

6. Гальченко С.А., Варламов А.А. Вопросы развития систем кадастрового учета и регистрации недвижимости в России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 12 (155). — С. 5–12.

7. Комов Н.В., Чешев А.С. Земельно-информационная и кадастровая система — составная часть эффективного управления земельными ресурсами // Экономика и экология территориальных образований. — 2016. — № 1. — С. 7–12.

8. Денисов В.А. О комплексных кадастровых работах и затратах // Кадастр недвижимости. — 2015. — № 1. — С. 34–36.

Эффективное управление земельными ресурсами муниципальных образований гарантируется проведением государственного кадастрового учета всех объектов недвижимости. Эта процедура заключается в присвоении номера, позволяющего однозначно идентифицировать конкретный объект недвижимости. Принципы и требования к кадастровому делению обеспечивают уникальность кадастрового номера объекта недвижимости, который не повторяется ни в пространстве, ни во времени.

Впервые понятие кадастрового деления законодательно было закреплено в 2000 г. постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» [1]. Указанные Правила определяли порядок кадастрового деления территории Российской Федерации в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Принятие Федерального закона от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 5) обусловило необходимость корректировки правил присвоения кадастровых номеров. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» [2] порядок и правила были приведены в соответствие действующему законодательству. В соответствии ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» были разработаны и утверждены порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ приказом Минэкономразвития от 24.11.2015 № 877 [3]. С 1 января 2017 г. по настоящее время действуют эти правила кадастрового деления и присвоения кадастровых номеров.

Постановка на государственный кадастровый учет имеет заявочный принцип. Такая практика привела к тому, что оказалось много неучтенных объектов недвижимости, следовательно, низкий уровень управления земельными ресурсами территории [6, 7]. За последние годы государством предпринят ряд мер для решения данного вопроса. Так, программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903, предусматривается комплекс мероприятий, направленных на эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан [4]. Одним из таких мероприятий выступают комплексные кадастровые работы, выполняющиеся одновременно в отношении всех расположенных на территории кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов объектов недвижимости [8].

Для Цитирования:
Ткачева О. А., Мещанинова Е. Г., Анализ состояния государственного кадастрового учета земель для обеспечения функций управления земельными ресурсами. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: