Успешной работе в сфере управления персоналом предшествует организация привлечения кадровых ресурсов. Руководитель, опираясь на информационные технологии, должен грамотно и компетентно проводить подбор кадров, основываясь на целях и задачах, поставленных перед организацией в целом, а также грамотная расстановка специалистов по рабочим местам. В связи с этим тема исследования является актуальной и в отношении подбора сестринского персонала.
Целью исследования стал поиск эффективных форм подбора сестринского персонала и его расстановка в медицинской организации.
Материалы и методы: социологический (анкетирование), аналитический, статистический.
Для получения необходимых результатов исследования была составлена социограмма с целью определения деловых и личностных качеств специалистов сестринского дела при приеме их на работу. Социологический опрос помог выявить приоритеты при приеме сотрудников на работу — ответы наглядно демонстрируют те необходимые качества, которые руководители среднего звена хотели бы видеть у своих подчиненных для эффективной деятельности организации (указаны 50 качеств, каждое из которых оценивалось по пятибалльной шкале). После обработки результатов была составлена социограмма с усредненными показателями ответов, которая наглядно демонстрирует оценки руководителей необходимых качеств:
• чувство долга — 4,5;
• трудолюбие — 4,8;
• добросовестность — 4,7;
• забота о людях — 5,0;
• конкретные знания в области выполняемой работы — 4,6;
• качество труда — 4,8;
• работоспособность — 4,8;
• самообладание и выдержка — 4,5;
• способность находить выход из затруднительных положений — 4,7.
Бесспорно, эти качества необходимы в работе медицинской сестры, но, на наш взгляд, старшие медицинские сестры недооценили такие качества, как:
— воля — 2,5;
— самостоятельность в принятие решений — 4;
— знания в области психологии и педагогики — 3,5.
Медицинская сестра должна быть не просто исполнителем назначений врача, она должна быть готова к принятию самостоятельных решений (когда это необходимо), заинтересована в конечном результате своего труда. Умение увлечь, заинтересовать собственной работой молодых сотрудников, быть наставником, а значит, и учителем, найти правильный психологический подход к каждому из своих коллег или больных — эти качества не менее ценны в отношениях как с сотрудниками, так и с пациентами (взаимоотношения «врач — медицинская сестра — пациент»).