По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.3:62-52

Анализ синхронного двигателя как основной части современного мощного электропривода

Бычков Е. В. канд. техн. наук, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород
Васенин А. Б. ведущий инженер, ООО «Газпром проектирование», г. Нижний Новгород
Степанов С. Е. канд. техн. наук, вед. инженер, ООО «Газпром проектирование», г. Нижний Новгород

Рассмотрены особенности применения синхронных электрических машин в мощных электроприводах ответственных технологических установок. Представлены основные виды синхронных двигателей, отличающихся системами возбуждения, и математическое описание на основе векторных диаграмм. Получены статические характеристики сетевого синхронного двигателя в режимах асинхронного пуска и вхождения в синхронизм при автоматическом регулировании возбуждения.

Литература:

1. Kryukov O.V. Intelligent electric drives with IT algorithms // Automation and Remote Control. – 2013. – V. 74. – N 6. – P. 1043– 1048.

2. Крюков О.В., Краснов Д.В. Перспективы применения преобразователей частоты для регулирования производительности ЭГПА // Газовая промышленность. – 2014. – № 6 (707). – С. 86–89.

3. Крюков О.В., Киянов Н.В. Электрооборудование и автоматизация водооборотных систем предприятий с вентиляторными градирнями: монография // Н.Новгород: НГТУ, 2007. – 260 с.

4. Крюков О.В. Частотное регулирование производительности электроприводных газоперекачивающих агрегатов // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2014. – № 6. – С. 39–43.

5. Крюков О.В. Интеллектуальные электроприводы с IT-алгоритмами // Автоматизация в промышленности. – 2008. – № 6. – С. 36–39.

6. Вейнгер А. М. Регулируемый синхронный электропривод. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 224 с.

7. Крюков О.В. Энергоэффективные электроприводы ГПА на базе интеллектуальных систем управления и мониторинга // Дисс. д-ра техн. наук. – М.: АО «Корпорация ВНИИЭМ», 2015.

8. Крюков О.В., Мещеряков В.Н., Гуляев И.В. Электроприводы на основе машины двойного питания и асинхронного вентильного каскада с преобразователями в цепях статора и ротора. – Саранск, 2020.

9. Weinger A. Potential of AC drives with semi-closed control // Proceedings of the IEEE International Electric Machines and Drives Conference. – June 1–4, 2003. – Madison, Wisconsin, USA. – Pp. 1511–1517.

10. Milov V.R., Suslov B.A., Kryukov O.V. Intellectual management decision support in gas industry // Automation and Remote Control. – 2011. – V. 72. – N 5. – P. 1095–1101.

11. Васенин А.Б., Крюков О.В., Серебряков А.В. Энергоэффективные системы электроснабжения электроприводов нефтегазопроводов // В сб.: Труды IX Международной (XX Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП – 2016. – Пермь, 2016. – С. 380–384.

12. Крюков О.В. Регулирование производительности электроприводных газоперекачивающих агрегатов преобразователями частоты // Компрессорная техника и пневматика. – 2013. – № 3. – С. 21–25.

13. Babichev S.A., Zakharov P.A., Kryukov O.V. Automated monitoring system for drive motors of gas-compressor units // Automation and Remote Control. – 2011. – V. 72. – No. 6. – P. 175–180.

14. Крюков О.В., Степанов С.Е., Бычков Е.В. Опыт применения частотно-регулируемого привода вентиляторов АВО газа // В сб.: Труды IX Международной (XX Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2016. – Пермь, 2016. – С. 428–432.

15. Vasenin A.B., Kryukov O.V., Serebryakov A.V. Adaptive control algorithms of autonomous generator complexes // В кн.: Электромеханика, электротехнологии, электротехнические материалы и компоненты. – Труды МКЭЭЭ-2016, 2016. – С. 133–135.

16. Крюков О.В., Серебряков А.В. Активно-адаптивные алгоритмы управления и мониторинга автономными энергетическими комплексами // В сб.: Пром-Инжиниринг. – Труды II МНТК. ЮУрГУ. – 2016. – С. 286–290.

17. Серебряков А.В., Крюков О.В., Васенин А.Б. Нечеткие модели и алгоритмы управления энергетическими установками // В сб.: Материалы конференции «Управление в технических, эргатических, организационных и сетевых системах» / Под ред. С.Н. Васильева. ИПУ РАН. – 2012. – С. 467–469.

18. Крюков О.В., Васенин А.Б. Функциональные возможности энергетических установок при питании удаленных объектов // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2014. – № 2. – С. 50–56.

19. Васенин А.Б., Крюков О.В. Проектирование электромеханической части и систем управления энергетических установок газотранспортных потребителей // Известия ТГУ. Технические науки. – 2011. – № 5-1. – С. 47–51.

20. Милов В.Р., Шалашов И.В., Крюков О.В. Процедуры прогнозирования и принятия решений в сис¬теме технического обслуживания и ремонта // Автоматизация в промышленности. – 2010. – № 8. – С. 47–49.

21. Крюков О.В. Мониторинг условий эксплуатации электродвигателей газоперекачивающих агрегатов // Контроль. Диагностика. – 2016. – № 12. – С. 50–58.

22. Крюков О.В. Встроенная система диагностирования и прогнозирования работы асинхронных электроприводов // Известия вузов. Электромеханика. – 2005. – № 6. – С. 43–46.

23. Серебряков А.В., Крюков О.В. Оптимизация управления автономными энергетическими установками в условиях стохастических возмущений // Промышленная энергетика. – 2013. – № 5. – С. 45–49.

24. Воронков В.И., Степанов С.Е., Титов В.Г., Крюков О.В. Векторное управление возбуждением синхронных двигателей ГПА // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2010. – № 3-2. – С. 204–208.

25. Степанов С.Е., Крюков О.В., Плехов А.С. Принципы автоматического управления возбуждением синхронных машин газокомпрессорных станций // Автоматизация в промышленности. – 2010. – № 6. – С. 29–31.

26. Kryukov O.V., Gulyaev I.V., Teplukhov D.Y. Method for stabilizing the operation of synchronous machines using a virtual load sensor // Russian Electrical Engineering. – 2019. – V. 90. – N 7. – P. 473–478.

27. Kryukov O.V., Serebryakov A.V. A system of online diagnostics of the technical condition of power plants // Russian Electrical Engineering. – 2015. – V. 86. – N 4. – P. 208–212.

28. Крюков О.В. Подход к прогнозированию технического состояния электроприводных газоперекачивающих агрегатов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2016. – № 9. – С. 30–34.

29. Васенин А.Б., Крюков О.В., Серебряков А.В., Плехов А.С. АСУ систем электроснабжения на принципах Smart Grid для объектов магистральных газопроводов // Автоматизация в промышленности. – 2012. – № 4. – С. 36–38.

Основу современного автоматизированного электропривода наиболее ответственных технологических установок ТЭК [1–5] составляет синхронная электрическая машина [6–9]. Особенно актуально использование синхронных электроприводов в нефтегазовой области [10–14], причем не только в двигательных режимах, но и в генераторных [15–18]. При проектировании современных систем синхронного электропривода мощных технологических установок [19–22] необходимо учитывать особенности работы самой синхронной машины, системы возбуждения [23–26] и мониторинга функционирования [27–29].

Общее схематическое изображение синхронного двигателя (СД) приведено на рис. 1. Статор синхронного двигателя практически аналогичен статору любого двигателя переменного тока, включая асинхронный. На нем размещена трехфазная обмотка.

Разные виды СД (рис. 2) отличаются ротором. Синхронный двигатель с электромагнитным возбуждением, показанный схематично на рис. 1, имеет на роторе обмотку возбуждения. Эта обмотка создает электромагнитное поле СД. Ток возбуждения в установившихся режимах постоянный. Подвод тока к обмотке возбуждения в большинстве случаев осуществляется через кольца и щетки. Тихоходные СД с электромагнитным возбуждением явнополюсные, наконечники полюсов обычно шихтованные. В большинстве случаев имеется демпферная клетка, подобная клетке ротора АД. Быстроходные СД (3000 об./мин. и, чаще всего, также 1500 об./мин.) – неявнополюсные. Стальной ротор – массивный. Обмотка возбуждения размещена в пазах ротора. Магнитное поле СД с постоянными магнитами создается магнитами, размещенными на роторе. Этот вид СД используется в диапазоне номинального момента до 100 Н∙м.

Явнополюсный ротор реактивного СД (рис. 2г) не имеет обмотки. Принимаются специальные меры для того, чтобы магнитная проводимость по продольной оси d значительно превышала проводимость по поперечной оси q (рис. 1). Магнитное поле создается только токами статора.

Принцип действия упрощенно поясняется рис. 3. На проводники статора в магнитном поле действуют силы; направление сил соответствует правилу левой руки. Эти силы определяют вращающий момент, действующий на статор со стороны ротора. Равный по абсолютному значению, но противоположно направленный момент воздействует на ротор со стороны статора.

Для Цитирования:
Бычков Е. В., Васенин А. Б., Степанов С. Е., Анализ синхронного двигателя как основной части современного мощного электропривода. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: