По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ российского и зарубежного рынков органических продуктов

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры «Международная коммерция
А.И. Никонова менеджер, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В данной статье рассматривается рынок органических продуктов питания России и за рубежом. Представлен краткий обзор и характеристика современного состояния мирового и отечественного рынков экопродуктов. Выявлена тенденция повышения спроса на продукты данного сегмента, что доказывает перспективность его развития. Выделены перспективы развития российского рынка органической продукции.

Литература:

1. ГОСТ Р 56104-2014 Продукты пищевые органические. Термины и определения.

2. Симакова Ю. Перспективы рынка органической продукции в условиях вступления в ВТО // Переработка молока. — 2012. — № 10. — С. 28-30.

3. Research Institute of Organic Agriculture, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www: fi bl.org/ en/switzerland/location-ch.html.

4. ТАСС информационное агенство России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.tass.ru (дата обращения: 5.05.2018).

5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.agroinvest.ru.

6. Обзор российского рынка экологически чистых продуктов питания [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.foodmarket.spb.ru/current. php?article=1851 (дата обращения: 6.05.2018).

Органический пищевой продукт — это продукт, в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также лесная, пчело- и рыбопродукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикитированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или непереработанном виде [1].1 Рынок органических продуктов является одним из самых быстрорастущих среди продовольственных рынков как в мире, так и в России. В период с 2000 по 2017 год он вырос более, чем в пять раз — с 18 до 93 млн долларов, что составляет 11% от всего мирового сельскохозяйственного рынка. Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время во всех странах наблюдается тенденция здорового образа жизни, включающая в себя потребление экологически чистых продуктов.

Несомненным лидером по объему рынка экопродуктов являются Соединенные Штаты Америки, на долю которых приходится около 44% всего объема рынка. Помимо США, можно отметить страны Европейского союза, отдельно Германию (11%), Францию (6,8%) и Китай (5,9%), однако их отставание от лидера достаточно существенно (рис. 1).

Из стран Европейского союза, лидирующим по объему рынка экопродукции можно выделить следующие страны: Великобритания (3,3%), Италия (2,9%), Швейцария (2,7%), Швеция (2,2%), Испания (2%).2 В отношении потребления продукции на душу населения можно увидеть совершенно иную картину, так как по этому показателю европейские страны опережают всех в мире (рис. 2).

Польза органических продуктов, как правило, более дорогих по сравнению с традиционными, определяется заботой о здоровье. Именно эту причину называют в качестве основного мотива для предпочтения большинство жителей Франции. В Германии, помимо здоровья потребителей, респондентов волнует состояние окружающей среды, и они покупают натуральные продукты в виду того, что их производство наносит меньший вред окружающей среде, предотвращает ее загрязнение. Датские покупатели озабочены благосостоянием животных, а потребители США — отсутствием в напитках и пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО) и других вредных веществ.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.И. Никонова, Анализ российского и зарубежного рынков органических продуктов. Товаровед продовольственных товаров. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: