По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33

Анализ российского и зарубежного опыта эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством

В.Д. Сабиров студент Уральского Государственного экономического университета, Екатеринбург
И.Н. Попова к. с. н., доцент кафедры экономики предприятия Уральского Государственного экономического университета, Екатеринбург

В настоящей статье проводится анализ российского и зарубежного опыта эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством. Приводятся успешные кейсы отечественных и иностранных компаний, которые могут стать примерами всей отрасли ЖКХ.

Литература:

1. Волкова О.Е., Филиппова Д.С. Зарубежный опыт повышения качества жилищнокоммунальных услуг // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. — 2020. — Т. 1.

2. Обзор передового зарубежного опыта развития ЖКХ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mguu.ru/images/publications/ mguu-best– practices-utilities.pdf

3. Меркулова В.С., Абакумов Р.Г. Анализ применяемых организационных механизмов управления жилищно-коммунальным хозяйством в России и зарубежных странах // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 8 (34).

4. Лучшие практики управления МКД. Сборник. — Издательство РосКвартал, 2021.

Управление эффективностью актуально для предприятий любого типа, в том числе для некоммерческих организаций. В России повышение эффективности жизненно необходимо для развития сферы жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ), где наблюдаются очевидные сложности с менеджментом, исторически сложившийся низкий уровень удовлетворенности клиентов, технологическое отставание и другие системные проблемы.

Залогом устойчивого развития предприятий в данной отрасли является повышение эффективности в самых разных аспектах, но прежде всего в управлении. В западной практике данное условие выполняется благодаря двум подходам к организации деятельности ЖКХ:

1) Управление в сфере ЖКХ представляет собой форму бизнеса, где доходы формируются из оплаты услуг собственниками жилья. Такой подход позволяет изменить мышление руководителей таких компаний — они относятся к своему делу исключительно как к коммерческому предприятий и принимают решения прежде всего исходя из соображений эффективности.

2) Собственники жилья объединены в некоммерческие организации с расширенными полномочиями, что дает им возможность максимально контролировать процесс предоставления жилищно-коммунальных услуг [1, с. 131].

При этом важные управленческие решения всегда проходят через объединение собственников жилья (ОСЖ). К примеру, во Франции ОСЖ утверждает строительную смету, определяет очередность работ по обслуживанию, принимает другие решения, исходя из интересов большинства собственников. В компетенцию ОСЖ входит даже определение суммы затрат на содержание дома и формирование перечня рекомендуемых услуг для обслуживающих организаций [2].

При этом коммунальная инфраструктура, с которой работают обслуживающие предприятия, остается в собственности муниципалитета, взаимодействие с которым осуществляется на условиях государственночастного партнерства (ГЧП) [1, с. 130].

Такая форма отношения к объектам имущества выгодна для всех участников:

• государство снимает с себя расходы на содержание, но сохраняет контроль за использованием имущества;

Для Цитирования:
В.Д. Сабиров, И.Н. Попова, Анализ российского и зарубежного опыта эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством. Юрисконсульт в строительстве. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: