Управление эффективностью актуально для предприятий любого типа, в том числе для некоммерческих организаций. В России повышение эффективности жизненно необходимо для развития сферы жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ), где наблюдаются очевидные сложности с менеджментом, исторически сложившийся низкий уровень удовлетворенности клиентов, технологическое отставание и другие системные проблемы.
Залогом устойчивого развития предприятий в данной отрасли является повышение эффективности в самых разных аспектах, но прежде всего в управлении. В западной практике данное условие выполняется благодаря двум подходам к организации деятельности ЖКХ:
1) Управление в сфере ЖКХ представляет собой форму бизнеса, где доходы формируются из оплаты услуг собственниками жилья. Такой подход позволяет изменить мышление руководителей таких компаний — они относятся к своему делу исключительно как к коммерческому предприятий и принимают решения прежде всего исходя из соображений эффективности.
2) Собственники жилья объединены в некоммерческие организации с расширенными полномочиями, что дает им возможность максимально контролировать процесс предоставления жилищно-коммунальных услуг [1, с. 131].
При этом важные управленческие решения всегда проходят через объединение собственников жилья (ОСЖ). К примеру, во Франции ОСЖ утверждает строительную смету, определяет очередность работ по обслуживанию, принимает другие решения, исходя из интересов большинства собственников. В компетенцию ОСЖ входит даже определение суммы затрат на содержание дома и формирование перечня рекомендуемых услуг для обслуживающих организаций [2].
При этом коммунальная инфраструктура, с которой работают обслуживающие предприятия, остается в собственности муниципалитета, взаимодействие с которым осуществляется на условиях государственночастного партнерства (ГЧП) [1, с. 130].
Такая форма отношения к объектам имущества выгодна для всех участников:
• государство снимает с себя расходы на содержание, но сохраняет контроль за использованием имущества;