Основной задачей ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов и инструментов их решения признается обеспечение и развитие методологии бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в секторе государственного управления в части формирования национальных стандартов бухгалтерского учета.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы по соответствию создаваемой национальной системы бюджетного учета и отчетности международным требованиям и стандартам – МСФО ОС (International Public Sector Accounting Standards – IPSAS) выпускаемую Советом по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (International Public Sector Accounting Standards Board), Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC) и Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда (РСГФ)1.
В настоящее время разработаны пять проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе2 (далее – ФСБУГС) (табл. 1).
Проведенный анализ проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе показал, что основным документов определяющим концепцию бюджетного учета и отчетности является разработанный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора»3.
Это положительный фактор развития национальной системы бюджетного учета и отчетности, так как в едином документе изложена концепция подготовки и представления финансовой (бухгалтерской) отчетности, что не раскрыто, не разработано в коммерческом секторе.
Основными нововведениями стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» по сравнению с действующей системой учета и отчетности4 является: