По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.132:62-12

Анализ режимов работы ДВС автобусов марки ЛиАЗ

Я. В. Васильев канд. техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: xen2k@rambler.ru
Ю. В. Чмиль Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: xen2k@rambler.ru

В статье представлены результаты анализа режимов работы ДВС (на примере парка автобусов марки ЛиАЗ) на основе накопления цифровых данных по эксплуатации, получаемых с бортовых киберфизических систем, а также приведены примеры результатов выполненных исследований и определено дальнейшее направление исследований. Целью данной статьи является описание методики формирования данных для дальнейшего анализа при оценке эффективности применения ДВС с пневмогидроаккумулятором в условиях городских пассажирских перевозок.

Литература:

1. Чмиль В.П., Чмиль Ю.В. Оптимизация периодичности технического обслуживания и запаса элементов системы смазки двигателя // Строительные и дорожные машины. — 2015. №5. — С. 22–25.

2. Чмиль В.П., Чмиль Ю.В. Повышение ресурса системы смазки двигателя встроенными средствами при проектировании методом структурного анализа // Вестник гражданских инженеров. — 2015. №3(50). — С. 232–238.

3. Патент на полезную модель №154736 U1 Российская Федерация, МПК F02N 19/04, F01M 5/02, F02G 5/04. двигатель внутреннего сгорания: №2014154567/06: заявл. 31.12.2014: опубл. 10.09.2015 / В.П. Чмиль, Ю.В. Чмиль; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет».

4. Методика решения связанной задачи гидродинамической теории смазки и нелинейной динамики для механической системы «коленчатый вал на подшипниках скольжения» / Ю.В. Рождественский, Н.А. Хозенюк, А.А. Мыльников // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2015. — Т. 15, №4. — С. 41–52. DOI: 10.14529/engin150405

5. Хозенюк Н.А. Моделирование связанных процессов в системе «Упругий коленчатый вал, вращающийся в подшипниках гидродинамического трения» // Вестник ОГУ. 2013. №12 (161).

6. Задорожная, Е.А. Механизм образования граничных слоев и реологическая модель вязкости тонких слоев смазочного материала / Е.А. Задорожная, И.В. Мухортов, И.Г. Леванов // Вестник Оренбург. гос. ун-та. — 2014. — №10. — С. 76–81.

7. Прокопьев В.Н. Многосеточные алгоритмы интегрирования уравнения Рейнольдса в задачах динамики сложнонагруженных подшипников скольжения / В.Н. Прокопьев, А.К. Бояршинова, Е.А. Задорожная // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2005. — №5. — С. 16–21.

8. Леванов И.Г. Обзор реологических моделей моторных масел, используемых при расчётах динамики подшипников скольжения коленчатого вала // Вестник ЮУрГУ. Серия: Машиностроение. 2010. №10 (186).

9. Леонтьев Л.Б., Леонтьев А.Л., Макаров В.Н. Влияние эксплуатационных факторов на отказы подшипников скольжения коленчатых валов судовых среднеоборотных дизелей и пути повышения их надежности // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2016. №1 (35).

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года в разделе «Транспортные и космические системы» ставит ряд актуальных задач, среди которых следует выделить общую направленность на снижение затрат на всех этапах жизненного цикла элементов транспортных систем, в том числе и на автомобильных городских пассажирских перевозках, а также на повышение использования полимодельных комплексов, киберфизических систем с перспективным переходом к созданию платформ цифровых двойников.

Исследование процессов гидродинамического трения в ДВС с учетом фактического износа на натурных испытательных стендах являются трудоемким и дорогостоящим мероприятием. В общей структуре существующих подходов к оценке эффективности систем смазки ДВС с пневмогидроаккумулятором (ПГАК) [1–3] нет специализированного методического аппарата реализующего в себе модельно-ориентированный подход к анализу системы смазки, учитывающий результат взаимодействия жестких, упругих, гибких, жидких и газообразных звеньев (рабочих тел) механизмов ДВС, выраженный в интенсивности потока отказов их кинематических пар, накапливаемых в виде больших объемов данных киберфизическими системами в ходе эксплуатации автомобильных ДВС в условиях городских пассажирских перевозок.

Среди отечественных и зарубежных публикаций следует выделить работы направленные на исследование гидродинамической теории смазки и нелинейной динамики для механической системы «коленчатый вал на подшипниках скольжения» [4] ее моделированию [5], а так же получению и оценке эффективности реологических моделей [6–8] и оценке влияния эксплуатационных факторов, в том числе и смежных отраслях, например по [9]. Однако значимых публикаций, посвященных исследованию эффективности применения ПГАК на ДВС по [3], как в области эксплуатации автомобильного транспорта, так и в смежных отраслях, на настоящий момент нет.

Таким образом, совершенствование научно-методического аппарата повышения эксплуатационной надежности ДВС, реализующего модельно-ориентированный подход к процессам гидодинамического трения (износа) в границах систем смазки с пневмогидроаккумулятором является актуальной научной задачей. Вместе с тем, сохранятся актуальность вопросов увеличения ресурса работоспособности ДВС и обеспечения высоких значений коэффициента технической готовности парка и снижение затрат на его техническую эксплуатацию.

Для Цитирования:
Я. В. Васильев, Ю. В. Чмиль, Анализ режимов работы ДВС автобусов марки ЛиАЗ. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: