Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года в разделе «Транспортные и космические системы» ставит ряд актуальных задач, среди которых следует выделить общую направленность на снижение затрат на всех этапах жизненного цикла элементов транспортных систем, в том числе и на автомобильных городских пассажирских перевозках, а также на повышение использования полимодельных комплексов, киберфизических систем с перспективным переходом к созданию платформ цифровых двойников.
Исследование процессов гидродинамического трения в ДВС с учетом фактического износа на натурных испытательных стендах являются трудоемким и дорогостоящим мероприятием. В общей структуре существующих подходов к оценке эффективности систем смазки ДВС с пневмогидроаккумулятором (ПГАК) [1–3] нет специализированного методического аппарата реализующего в себе модельно-ориентированный подход к анализу системы смазки, учитывающий результат взаимодействия жестких, упругих, гибких, жидких и газообразных звеньев (рабочих тел) механизмов ДВС, выраженный в интенсивности потока отказов их кинематических пар, накапливаемых в виде больших объемов данных киберфизическими системами в ходе эксплуатации автомобильных ДВС в условиях городских пассажирских перевозок.
Среди отечественных и зарубежных публикаций следует выделить работы направленные на исследование гидродинамической теории смазки и нелинейной динамики для механической системы «коленчатый вал на подшипниках скольжения» [4] ее моделированию [5], а так же получению и оценке эффективности реологических моделей [6–8] и оценке влияния эксплуатационных факторов, в том числе и смежных отраслях, например по [9]. Однако значимых публикаций, посвященных исследованию эффективности применения ПГАК на ДВС по [3], как в области эксплуатации автомобильного транспорта, так и в смежных отраслях, на настоящий момент нет.
Таким образом, совершенствование научно-методического аппарата повышения эксплуатационной надежности ДВС, реализующего модельно-ориентированный подход к процессам гидодинамического трения (износа) в границах систем смазки с пневмогидроаккумулятором является актуальной научной задачей. Вместе с тем, сохранятся актуальность вопросов увеличения ресурса работоспособности ДВС и обеспечения высоких значений коэффициента технической готовности парка и снижение затрат на его техническую эксплуатацию.