По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657(075)

Анализ рентабельности взаимодействия с покупателями и заказчиками сельскохозяйственной продукции в финансовом учете

Хоружий Людмила Ивановна д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, Е-mail: horuzhiy@list.ru
Дедова Ольга Васильевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского, 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14, Е-mail: o.vod2012@yandex.ru
Катков Юрий Николаевич канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, Е-mail: kun95@yandex.ru

В статье на основе анализа производства и реализации сельскохозяйственной продукции дана характеристика рентабельности отношений товаропроизводителей с покупателями и заказчиками, рассмотрена учетно-аналитическая система партнерских отношений по поводу реализации сельскохозяйственными организациями конечного продукта. Проблема реализации сельскохозяйственной продукции в России имеет двоякий характер, поскольку, во-первых, из-за введенного эмбарго для российских товаропроизводителей полностью открыт внутренний рынок и государство поддерживает ее экспорт, с другой — биологические особенности и погодные условия влияют на сроки переработки и хранения, которые никак нельзя свести к абсолютному минимуму. Готовая к реализации сельскохозяйственная продукция должна отвечать предпочтениям покупателей по качеству и стоимости, поскольку в этом случае они будут покупать соответствующие объемы и вовремя отвечать по своим обязательствам. Целью исследования в данной статье являются оценка уровня производства сельскохозяйственной продукции в целом по стране и в Центральном федеральном округе, обеспеченности товаропроизводителей сельхозугодьями в динамике, анализ выручки и отражения операций по реализации готовой продукции по основным видам в учетно-аналитической системе для определения эффективности взаимодействия сельскохозяйственных организаций с покупателями продукции. При написании статьи были использованы следующие научные методы исследования: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, метод сравнения. В рамках статьи проведен мониторинг показателей производства сельскохозяйственной продукции по отдельным видам, включая урожайность сельхозкультур и продуктивность животных, а также объемов реализации в натуральном и денежном выражении за ряд периодов. Выявленная тенденция показателей позволила обосновать привлекательность различных покупателей для сельскохозяйственных товаропроизводителей и обосновать рациональность отражения данных расчетов в финансовом учете.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

3. Белов Н.Г. Современные проблемы отраслевой системы бухгалтерского учета в условиях глобализации экономики / Н.Г. Белов, Л.И. Хоружий, А.И. Павлычев // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2009. — № 1. — С. 12–18.

4. Дедова О.В. Концептуальная модель формирования информации о доходах и расходах в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета. — 2011. — № 3. — С. 245–247.

5. Катков Ю.Н. Смешанные системы анализа данных в управленческом учете организаций АПК // Научное обозрение. — 2012. — № 3. — С. 210–217.

6. Хоружий Л.И. Аудит производственных затрат и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций / Л.И. Хоружий, Р.И. Поташник, Е.В. Бобкова, К.А. Джикия, В.И. Хоружий. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. — 224 с.

7. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Сущность и экономическое содержание расходов / В сб.: Управление финансами в условиях инновационной экономики. Материалы II Международной научно-практической конференции (29–30 июня 2012 г.) / Ред. Р.А. Беспалов. — 2012. — С. 157–160.

Рентабельность — широкое понятие, применяющееся для отражения эффективности результатов какого-либо процесса. Относительно сельскохозяйственных товаропроизводителей выгодность плодотворного взаимодействия с покупателями и заказчиками обусловлена в первую очередь тем фактом, что поступающая от них выручка является источником финансирования деятельности организаций, как текущей, так и финансовой и инвестиционной. Объем поступивших средств от партнеров сельскохозяйственных организаций зависит от размеров партий реализуемой продукции или количества выполненных работ (услуг).

Прежде чем продать, необходимо произвести, в сельском хозяйстве — вырастить. Влияние внешних и внутренних факторов, определяющих урожайность выращиваемых культур или продуктивность скота, находящегося на содержании, описано достаточно подробно, при этом для российских предприятий сезонность и значительная оснащенность земельными угодьями являются часто называемыми особенностями.

Согласно сельскохозяйственной переписи 2016 г., основным итогом которой стал подсчет численности сельскохозяйственных товаропроизводителей, отмечается существенное снижение числа организаций аграрного сектора (табл. 1). К 2016 г. уменьшение по сравнению с 2006 г. составило 22,8 тыс. ед. Причем уменьшение количества занятых в сельскохозяйственной отрасли организаций произошло по всем группам, включая крупные и средние, малые и микропредприятия. Одновременно наблюдается снижение общей площади земельных угодий, приходящихся на один сельскохозяйственный субъект: с 6930,1 га в 2006 г. до 6018 га в 2016 г.

Анализируя регионы Центрального федерального округа по количеству сельскохозяйственных организаций в каждом отдельно взятом регионе, отметим, что наибольшая доля приходится на интервал от 100 до 500 ед. сельхозпредприятий в области (табл. 2).

Более 500 ед. сельхозпредприятий присутствуют в шести областях ЦФО, менее 100 ед. приходится на Москву из 18 регионов ЦФО. Что касается обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей землями, то здесь градация достаточно интенсивная, зависит от специализации каждого региона в пределах ЦФО и страны. Поэтому с площадью до 1000 га на одну сельскохозяйственную организацию в Центральном округе приходится три области, такое же количество с площадью от 2000 до 3000 га, по шесть регионов приходится на интервал от 1000 до 2000 га и свыше 3000 га.

Для Цитирования:
Хоружий Людмила Ивановна, Дедова Ольга Васильевна, Катков Юрий Николаевич, Анализ рентабельности взаимодействия с покупателями и заказчиками сельскохозяйственной продукции в финансовом учете. Бухучет в сельском хозяйстве. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: