По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.484

Анализ развития розничных торговых сетей в регионах России

В. А. Стебаева ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1132237046@pfur.ru
О. Ю. Зевеке ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: zeveke_oyu@pfur.ru

Данная работа посвящена анализу развития розничных торговых сетей в регионах России. Актуальность выбранной темы обусловлена значительным влиянием розничных торговых сетей на социально-экономическое развитие регионов России. Целью статьи является обнародование итогов анализа состояния и развития розничных торговых сетей в регионах России. Рассматриваются совокупный оборот в сфере розничной торговли в Российской Федерации, а также объем доли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли. Результаты исследования звучат следующим образом: лидерами по уровню развития розничных торговых сетей являются Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Подмосковье, а также Кемеровская и Мурманская области. Наиболее проблемные регионы в аспекте развития розничных торговых сетей — некоторые республики Северо-Кавказского федерального округа, а также один из субъектов Дальневосточного федерального округа. Итогом данной научной статьи является вывод, что число розничных торговых сетей в общем обороте отрасли торговли находится в диапазоне от 15 до 40% и имеет тенденцию к росту.

Литература:

1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/PRLD/LiD/MNPA_LiD/ (дата обращения: 30.08.2025).

2. Беляков, С.А., Эйрих, В. Е., Степина, И.О. Изменение потребительского поведения и тренды маркетинга, перемены после пандемии COVID-19 // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. — С. 363–373.

3. Майорова, Е. А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России / Е. А. Майорова // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 216–218.

4. Топ-10 крупнейших ретейлеров России 2022 г., по данным INFOLine [Электронный ресурс]. — URL: https://ecomhub.ru/top-10-largest- retailersin-russia-2022-according-to-infoline/ (дата обращения: 30.08.2025)

5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс]. — URL: http:// rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 30.08.2025).

6. Кутяшова, Е. В. Перспективы развития розничной торговли России / Е. В. Кутяшова, О. А. Скобелева // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. — 2024. — Т. 34. — № 1. — С. 28–33 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60041915 (дата обращения: 30.08.2025).

1. Strategy for the Development of Trade in the Russian Federation until 2025. Available at: https://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/PRLD/LiD/MNPA_LiD/ (accessed: 30.08.2025).

2. Belyakov, S.A., Eirikh, V. E., Stepina, I.O. Changes in consumer behavior and marketing trends, changes after the COVID-19 pandemic. CITISE. 2020, No. 3, рр. 363–373.

3. Mayorova, E. A. Analysis of the development of network trade in the regions of Russia. Azimuth of scientific research: economics and management. 2019, V. 8, No. 1 (26), рр. 216–218.

4. Tор-10 largest retailers in Russia 2022 according to INFOLine. Available at: https://ecomhub.ru/top-10-largest-retailers-in-russia-2022-according-to-infoline/ (accessed: 30.08.2025).

5. Federal State Statistics Service (Rosstat). Retail trade and catering. Available at: http://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (accessed: 30.08.2025).

6. Kutyashova, E. V. Prospects for the Development of Retail Trade in Russia. E. V. Kutyashova, O. A. Skobeleva.Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law. 2024, Vol. 34, No. 1. рр. 28–33. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=60041915 (accessed: 30.08.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 22.09.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.09.2025.

Розничные торговые сети — неотъемлемая часть торговой отрасли, которая является объектом многочисленных исследований. С каждым днем сетевая торговля ежедневно приобретает новые значение и формы. В России становление розничных торговых сетей началось в 90-х гг. XX века.

В настоящее время существует большое количество розничных торговых сетей, каждая из которых отличается ассортиментом товаров, объемом продаж, ценовым сегментом и т.д. Рост уровня конкуренции между сетями побуждает их к непрерывному развитию, способствует сдерживанию цен и мотивирует сети повышать качество обслуживания с целью улучшения деловой репутации и удержания лидирующих позиций на рынке.

В соответствии с утвержденной Стратегией развития торговли в России до 2025 г. [1] торговые сети являются важнейшей частью формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности). Под развитием торговой отрасли в настоящей Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров.

Значительное влияние розничных торговых сетей на экономику регионов показывает, что выбранная тема исследования является актуальной всовременных условиях.

В настоящее время многие ученые изучают стратегические аспекты в отрасли торговли в России и рассматривают возможные перспективы развития данной отрасли. Так, по мнению ученого Белякова С.А. [2], непосредственно уклон продаж в сторону предпочтения потребителей и внедрение инновационных технологий позволят бизнесу развиваться и тем самым увеличивать прибыль.

Вопросы развития розничных торговых сетей в своих трудах рассматривают ученые Куренкова В.П., Алексейчева Е.Ю. и др. Аспекты развития торговых сетей в регионах России изучаются Красильниковой Е.А. идругими учеными.

Для Цитирования:
В. А. Стебаева, О. Ю. Зевеке, Анализ развития розничных торговых сетей в регионах России. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: