При развитии селитебных зон как в городской, так и в сельской местности, а также при развитии производственных предприятий, возрастают электрические нагрузки, что вызывает необходимость повышения пропускной способности электрических сетей, в частности, повышения эффективности работы существующих линий электропередач (ЛЭП).
Чаще всего передача энергии на напряжение 110 кВ ведется по воздушным линиям (ВЛ) – по проводам, а значит, максимальная передаваемая мощность будет зависеть от параметров линии. Строительство дополнительных высоковольтных ВЛ может требовать больших капитальных вложений, следовательно, нужны альтернативные способы увеличения пропускной способности уже имеющихся ВЛ. В ряде случаев целесообразно внедрять в электрические системы и сети установки компенсации индуктивного сопротивления, что может быть выгодным уже на этапе технико-экономической разработки плана развития сетевого района.
Распределенные малогабаритные устройства продольной компенсации (МУПК) [1–10] могут быть альтернативным вариантом традиционным устройствам продольной компенсации. Данный класс устройств за счет управляемого воздействия на реактивную составляющую сопротивления ВЛ может осуществлять изменение их пропускной способности, обеспечивая оптимальное перераспределение потоков мощности между перегруженными и недогруженными ВЛ.
Способность МУПК влиять на перераспределение потоков мощности в ЛЭП, а также возможность изменения параметров и режимов работы данных устройств в темпе процесса (в режиме реального времени) позволяет рассматривать их в качестве эффективного технического инструмента как для существующих, так и для перспективных интеллектуальных электрических сетей.
Для рассмотрения эффекта применения МУПК нужно обратить внимание на параметры устойчивости, с помощью которых возможно определять степень статической устойчивости рассматриваемых участков сети.
В статье рассматривается улучшение статической устойчивости системы 110/10 кВ, для этого требуется ввести оценочные показатели устойчивости, которым является минимальный коэффициент запаса статической устойчивости по напряжению в узлах нагрузки (Ku) [11].