Рост темпов производства в последние годы позволяет прогнозировать увеличение потребности в электрической энергии [1, 2]. Основную часть энергопотребления составляют крупные промышленные электродвигатели. Они обеспечивают требуемый технологический процесс, приводя в движение ответственные механизмы.
На протяжении эксплуатационного цикла на электродвигатели могут воздействовать различные неблагоприятные факторы: нестабильное электроснабжение, перегрузки, некорректный выбор приводимого механизма и др. [3]. Несвоевременное обнаружение этих факторов связано с тяжелыми последствиями, от выхода электродвигателя из строя до крупной техногенной аварии. В связи с необходимостью обеспечить безаварийную работу электрооборудования особое внимание уделяется техническому обслуживанию и средствам диагностирования.
Особое место следует выделить выполнению расчета пусковых режимов при проектировании и реконструкции мощных насосных и компрессорных установок. Недостаточный учет всех влияющих факторов может привести к ситуации, когда запуск механизма в фактических эксплуатационных условиях невозможен. Пуск двигателя в таких условиях может привести к существенному провалу напряжения в сети, повреждению промежуточной муфты, отключению электродвигателя электрическими или технологическими защитами [4].
Целью данной работы является определение условий пускового режима электродвигателя после модернизации приводимого механизма. Задачами являются сбор исходных данных, построение математической модели объекта исследования и определение необходимости корректирующих мероприятий.
Объектом исследования является синхронный турбодвигатель СТДП-40002УХЛ-4. Электродвигатель предназначен для продолжительного режима работы и используется в качестве привода насосов, турбокомпрессоров, газовых нагнетателей и других быстроходных механизмов во взрывоопасных зонах (помещениях) всех классов (кроме взрывоопасных зон класса В-1Г) [5]. Основные технические данные и характеристики электродвигателя сведены в табл. 1.