Современное сельское хозяйство невозможно представить без активного использования техники. Рост производительности и снижение затрат напрямую зависят от уровня технической оснащенности и, что особенно важно, от грамотного использования и обслуживания этого оборудования. В животноводстве, где механизация производственных процессов постоянно совершенствуется, технический сервис (ТС) выходит на первый план, становясь одним из ключевых факторов экономического успеха. Состояние технической базы ТС и его эффективное функционирование — это залог не только текущего, но и долгосрочного процветания сельскохозяйственных предприятий.
В середине 80-х гг. прошлого века в СССР была предпринята масштабная попытка систематизировать техническое обслуживание животноводческой техники путем создания специализированных станций технического обслуживания животноводческой техники (СТОЖ). Практически в каждом районе были созданы такие станции, оснащенные как стационарным оборудованием, так и передвижными средствами, что должно было обеспечить бесперебойную работу техники. Опыт Белоруссии, где СТОЖ были созданы во всех административных районах, наглядно демонстрирует масштабы этой инициативы. Более 50 % станций были построены по типовым проектам с мощностью от 250 тыс. до 350 тыс. советских рублей в год. Однако, несмотря на значительные инвестиции, загрузка типовых станций составляла всего 65–70 %, что указывает на наличие проблем в организации и эффективности работы.
Анализ опыта работы СТОЖ выявил как успехи, так и существенные недостатки. К положительным моментам можно отнести централизацию ремонтных работ, обеспечение доступа к специализированному оборудованию и квалифицированным специалистам, что особенно важно для мелких хозяйств. Однако низкая загрузка мощностей свидетельствует о проблемах с планированием, неэффективной системе управления и недостаточной интеграции СТОЖ в систему управления сельскохозяйственными предприятиями. Кроме того, децентрализованная форма обслуживания, где ежесменное обслуживание ложилось на плечи самих хозяйств, приводила к неравномерной нагрузке и не всегда соответствовала требованиям эффективного технического обслуживания.