Маршрутная сеть является центральным звеном любой транспортной системы и играет первостепенную роль в удовлетворенности пассажиров работой городского пассажирского транспорта. Создание эффективной маршрутной сети особенно актуально для больших городов-мегаполисов, в которых существует проблема преодоления больших расстояний многими жителями в поездках к точкам притяжения. Этот процесс должен быть планомерно организован, закреплен за определенными структурами и осуществляться непрерывно или с определенной периодичностью, поскольку постоянно меняются факторы, влияющие на эффективность маршрутной сети. К таким факторам можно отнести плотность населения района, динамику пассажиропотока, наличие выделенных полос, конфигурацию УДС, количество подвижного состава на маршруте и др. [1].
Сам процесс планирования маршрутной сети чаще всего рассматривается как составляющая общего операционного плана транспортного планирования мегаполиса, включающая в себя определение развязок и пересадочных пунктов, проектирование маршрутов и остановок [17]. Одним из наиболее важных показателей эффективности создаваемой маршрутной сети является показатель транспортной доступности, который прежде всего рассматривается как норматив времени на перемещение из одной точки территории в другую. Данный показатель также заложен в оценку транспортной дискриминации населения, которая отражает степень удовлетворенности населения транспортными услугами [6].
Источник: составлено авторами.
Основополагающими нормативными документами, регламентирующими развитие транспортной системы России и ее регионов, в том числе организацию и эксплуатацию маршрутных сетей в России, являются федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [16], «Устав автомобиль ного и городского наземного электрического транспорта» [15], Транспортная стратегия РФ до 2030 года [14], государственная программа «Развитие транспортной системы в РФ» [13].
Основой для разработки городских программ является Транспортная стратегия РФ до 2030 года [5]. В ней заложены основы для развития транспортных систем городов и всей России, в том числе предусматривается развитие транспортных систем городов, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров; развитие систем выделенных полос для городского маршрутного пассажирского транспорта; развитие выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, в том числе разработка новых для России проектов строительства маршрутных автобусных трасс; снижение среднего возраста парка маршрутных автобусов до 5–6 лет; внедрение современных диспетчерских систем; совершенствование маршрутной сети пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и ее обустройство, направленное на обеспечение удобства для населения на основе внедрения стандартов качества [8].
Наиболее динамично в России развивается система городского пассажирского наземного транспорта г. Москвы, которая насчитывает почти 150 лет. За историю развития городского общественного наземного транспорта г. Москвы, началом которой принято считать 7 июля 1872 г., когда впервые на временном участке от Иверских ворот до Тверской заставы было запущено движение конного трамвая (конки) [9], произошли грандиозные изменения, основанные на множестве программ развития, указов, приказов, распоряжений и других нормативных документов. Бурный процесс индустриализации после Гражданской войны 1917–1921 гг. привел к росту численности населения г. Москвы, что привело к резкому росту спроса на перевозки.
В первое десятилетие XXI в. основные проблемы развития транспортной системы г. Москвы и задачи по ее развитию, обозначенные в программах и постановлениях, относительно схожи (таблица).
Существенные изменения транспортной системы г. Москвы стали происходить с 2010 г., когда транспортная система, в том числе система городских маршрутов, постоянно трансформировалась и совершенствовалась. Отправной точкой в новом этапе развития транспортной системы г. Москвы стало постановление правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы»» [4] (государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы и на перспективу до 2020 года» (в ред. постановления правительства Москвы от 28.03.2017 № 143-ПП «О внесении изменений в ППМ от 02.09.2011 № 408-ПП) [16]), за которым последовал целый ряд постановлений правительства Москвы «О мерах, направленных на реализацию государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы», в том числе о выделении бюджетных средств г. Москвы на реализацию программы и соответствующие гранты [14].
В этой программе уже зафиксированы положительные изменения в транспортной системе г. Москвы, такие как наличие интеллектуальной транспортной системы, уменьшение времени поездки на транспорте общего пользования в утренние часы, увеличение средней скорости движения на основных магистралях г. Москвы, расширение сети велопроката, соответствие УДС требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям [7].
Организация маршрутной сети г. Москвы проводится с учетом планируемой застройки, положений Градостроительного кодекса г. Москвы [2]; отдельных постановлений правительства г. Москвы, связанных с градостроительной политикой, политикой обеспечения качества предоставляемых услуг населению, создания комфортных условий проживания, развитием отдельных территорий и зон и др. Также используются ГОСТы, стандарты, строительные правила и нормы.
Развитие и внедрение информационных технологий в жизнь населения и организаций привело к осознанию их использования для повышения эффективности транспортных систем. Так, были приняты соответствующие нормативные акты: ГОСТ Р 54722–2011 «Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики подсистемы картографического обеспечения» [11]; постановление правительства Москвы 03.12.2013 № 780-ПП «О государственной информационной системе «Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы»» [3].
Одним из крупных проектов оптимизации наземного городского пассажирского транспорта г. Москвы стала программа «Магистраль» — оптимизация маршрутной сети общественного транспорта, официально начавшаяся 8 октября 2016 г. Объективные причины разработки программы (похожий проект был заказан для разработки еще в 2012 г., но не был реализован) связаны с повышением загруженности общественного транспорта в центре столицы. В 2017 г. запущена вторая очередь «Магистрали», а в 2018 г. — третья. Сегодня сеть «Магистраль» соединяет центр, проспекты и окраины. Вместе с положительными изменениями программа подвергалась постоянной критики, в том числе по ряду объективных причин: увеличение интервалов движения, заторы на выделенных полосах в местах пересечения с обычными, слабая система информирования населения об изменении маршрутов и др. В настоящий момент проводятся исследования, направленные на совершенствование маршрутной сети «Магистраль», которые опираются на новую Программу развития транспортного комплекса до 2023 года и долгосрочные приоритеты развития транспортного комплекса г. Москвы до 2040 года.