Маршрутная сеть является центральным звеном любой транспортной системы и играет первостепенную роль в удовлетворенности пассажиров работой городского пассажирского транспорта. Создание эффективной маршрутной сети особенно актуально для больших городов-мегаполисов, в которых существует проблема преодоления больших расстояний многими жителями в поездках к точкам притяжения. Этот процесс должен быть планомерно организован, закреплен за определенными структурами и осуществляться непрерывно или с определенной периодичностью, поскольку постоянно меняются факторы, влияющие на эффективность маршрутной сети. К таким факторам можно отнести плотность населения района, динамику пассажиропотока, наличие выделенных полос, конфигурацию УДС, количество подвижного состава на маршруте и др. [1].
Сам процесс планирования маршрутной сети чаще всего рассматривается как составляющая общего операционного плана транспортного планирования мегаполиса, включающая в себя определение развязок и пересадочных пунктов, проектирование маршрутов и остановок [17]. Одним из наиболее важных показателей эффективности создаваемой маршрутной сети является показатель транспортной доступности, который прежде всего рассматривается как норматив времени на перемещение из одной точки территории в другую. Данный показатель также заложен в оценку транспортной дискриминации населения, которая отражает степень удовлетворенности населения транспортными услугами [6].
Основополагающими нормативными документами, регламентирующими развитие транспортной системы России и ее регионов, в том числе организацию и эксплуатацию маршрутных сетей в России, являются федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [16], «Устав автомобиль ного и городского наземного электрического транспорта» [15], Транспортная стратегия РФ до 2030 года [14], государственная программа «Развитие транспортной системы в РФ» [13].
Основой для разработки городских программ является Транспортная стратегия РФ до 2030 года [5]. В ней заложены основы для развития транспортных систем городов и всей России, в том числе предусматривается развитие транспортных систем городов, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров; развитие систем выделенных полос для городского маршрутного пассажирского транспорта; развитие выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, в том числе разработка новых для России проектов строительства маршрутных автобусных трасс; снижение среднего возраста парка маршрутных автобусов до 5–6 лет; внедрение современных диспетчерских систем; совершенствование маршрутной сети пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и ее обустройство, направленное на обеспечение удобства для населения на основе внедрения стандартов качества [8].