Высокая сложность технических систем, трудоемкость процессов автоматизации и управления судами определяют необходимость широкого научно обоснованного использования и совершенствования автоматизированных систем для обеспечения безопасной эксплуатации в различных условиях плавания. Современное судно как сложный технический объект содержит целый ряд систем, с помощью которых осуществляется управление судовыми энергетическими комплексами.
К средствам и техническим системам, подлежащим автоматизации, следует отнести судовые энергетические комплексы и системы, средства и механизмы управления движением, а также грузовыми операциями, судовые системы и устройства обеспечения жизнедеятельности экипажей судов и др.
В настоящее время все большее значение приобретает комплексное решение проблемы совершенствования систем автоматизации, связанное с расширением задач управления, а также ужесточением технических требований к безопасности, эффективности функционирования и качеству судовых динамических объектов.
Совершенствование судовых технических систем состоит из трех циклически повторяющихся этапов.
На первом этапе производится изготовление по действующей документации судовой системы управления.
Вторым этапом является процесс эксплуатации.
Третий этап является наиболее наукоемким и состоит в проектировании нового поколения судовых динамических систем управления и средств автоматизации.
Комплекс показателей качества судовых систем, обеспечивающий эффективность безопасной эксплуатации судов, можно отнести к следующим основным группам:
• показатели качества, характеризующие точность, быстродействие, перерегулирование, время переходного процесса и др. С повышением требований к уровню автоматизации эти показатели могут претерпевать существенные изменения. Это происходит наряду с усложнением конструкции и реализации системы;
• показатель безопасности и эксплуатационной надежности, характеризующийся вероятностью безотказной работы системы. При увеличении сложности системы этот показатель снижается. Для улучшения этих показателей следует повышать надежность комплектующих изделий, а также использовать резервные (дублирующие) способы и схемы автоматизации (управление по модели следования, применение математических датчиков информации и др.);