Современное российское общество характеризуется ускоренным темпом социально-политических и экономических преобразований, стремительным распространением информационно-коммуникационных технологий, что сопровождается социальным заказом на специалиста, адаптированного к постоянно меняющимся условиям рынка труда, умеющего творчески и гибко подходить к решению практических задач любой сложности, способного самостоятельно приобретать знания и эффективно применять их в профессиональной деятельности. Проблема достижения указанного идеала ложится на плечи преподавательского состава высших учебных заведений. В литературе неоднократно отмечается, что действующая система высшего образования неизбежно подлежит реорганизации, главным образом, по причине ее несоответствия меняющимся потребностям современного общества. Отчасти необходимость реформирования высшей школы прописана и на законодательном уровне. Так, необходимость внедрения гибких и практикоориентированных образовательных программ закреплена в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы». Вместе с тем, реорганизация и модернизация системы высшего образования неизбежно влечет ряд проблем, рассмотрению и анализу которых посвящено настоящее теоретическое исследование [1].
Одной из проблем высшей школы в современной российской действительности является поиск оптимального соотношения фундаментальных и прикладных дисциплин. Фундаментальные дисциплины, преподаваемые на I-II и частично III курсах, формируют у студентов надежный и прочный фундамент знаний, на котором впоследствии строятся все дополнительные профессиональные компетенции [2]. Благодаря осмысленному изучению фундаментальных дисциплин у студентов постепенно формируется креативное профессиональное мышление, позволяющее уверенно подходить к решению практических задач в тех условиях, когда поверхностное фрагментарное знание, применимое лишь к ограниченному набору ситуаций, оказывается неэффективным. Наряду с этим, в современном российском обществе закрепилась и другая позиция, упрекающая вузы в занятиях «наукой ради науки», в ущерб подготовке специалистов, соответствующих реальному спросу рынка труда [3]. В действительности, ряд работодателей, в числе которых находятся представители не только коммерческих организаций, но и государственных структур, демонстрируют почти нескрываемое недоверие к профессионализму выпускников, что часто выступает ключевым критерием оценки качества высшего образования.