По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Анализ проблем в организации учебного процесса высших учебных заведений России в современных условиях

И.И. Берсенев кандидат технических наук, доцент Кемеровский государственный медицинский университет (Россия, г. Кемерово)

Настоящая статья посвящена анализу проблем организации учебного процесса в современных российских вузах. Анализируются проблемы оптимального соотношения фундаментальных и прикладных дисциплин, вопросы мотивации учебной деятельности студентов, потенциал дистанционных образовательных программ, а также система оценивания качества знаний. Обозначены основные преимущества и недостатки дистанционного обучения, намечены пути достижения соответствия системы высшего образования запросам рынка труда, охарактеризованы возможности и ограничения использования абсолютных и относительных критериев оценивания.

Литература:

1. Зорина Е.М. Организация образовательного процесса в ВУЗе на основе использования педагогических опор в условиях цифровизации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Великий Новгород, 2021 — 24 с.

2. Ажаев С.А. Проблемы улучшения качества знаний студентов в процессе обучения фундаментальным учебным дисциплинам // Мировая наука. — 2023. — №5 (74). — С. 65–70.

3. Боровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 // Современное образование. — 2018. — № 1.

4. Лернер П.С. Обучение и образование: синонимы или разные понятия? // Школьные технологии. — 2011. — № 6. — С. 18–24.

5. Абдрахманова Л.В. Основные факторы, влияющие на выбор ВУЗа абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — № 3. — С. 113–116.

6. Вайнштейн Ю.В. Проблемы развития дистанционного образования // Science Time. — 2014. — № 10. — С. 64–70.

7. Полат Е.С., Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=231060.

8. Фролов А.Е., Бекетова О.Н., Арифулин М.В. Кейс-технология как современный и прогрессивный метод дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 3 (105). — Часть 3.

9. Захарищева М.А., Леонтьева Н.В. Теоретические аспекты технологии оценивания качества знаний студентов высшей школы // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 12. — С. 38–43.

Современное российское общество характеризуется ускоренным темпом социально-политических и экономических преобразований, стремительным распространением информационно-коммуникационных технологий, что сопровождается социальным заказом на специалиста, адаптированного к постоянно меняющимся условиям рынка труда, умеющего творчески и гибко подходить к решению практических задач любой сложности, способного самостоятельно приобретать знания и эффективно применять их в профессиональной деятельности. Проблема достижения указанного идеала ложится на плечи преподавательского состава высших учебных заведений. В литературе неоднократно отмечается, что действующая система высшего образования неизбежно подлежит реорганизации, главным образом, по причине ее несоответствия меняющимся потребностям современного общества. Отчасти необходимость реформирования высшей школы прописана и на законодательном уровне. Так, необходимость внедрения гибких и практикоориентированных образовательных программ закреплена в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы». Вместе с тем, реорганизация и модернизация системы высшего образования неизбежно влечет ряд проблем, рассмотрению и анализу которых посвящено настоящее теоретическое исследование [1].

Одной из проблем высшей школы в современной российской действительности является поиск оптимального соотношения фундаментальных и прикладных дисциплин. Фундаментальные дисциплины, преподаваемые на I-II и частично III курсах, формируют у студентов надежный и прочный фундамент знаний, на котором впоследствии строятся все дополнительные профессиональные компетенции [2]. Благодаря осмысленному изучению фундаментальных дисциплин у студентов постепенно формируется креативное профессиональное мышление, позволяющее уверенно подходить к решению практических задач в тех условиях, когда поверхностное фрагментарное знание, применимое лишь к ограниченному набору ситуаций, оказывается неэффективным. Наряду с этим, в современном российском обществе закрепилась и другая позиция, упрекающая вузы в занятиях «наукой ради науки», в ущерб подготовке специалистов, соответствующих реальному спросу рынка труда [3]. В действительности, ряд работодателей, в числе которых находятся представители не только коммерческих организаций, но и государственных структур, демонстрируют почти нескрываемое недоверие к профессионализму выпускников, что часто выступает ключевым критерием оценки качества высшего образования.

Для Цитирования:
И.И. Берсенев, Анализ проблем в организации учебного процесса высших учебных заведений России в современных условиях. Юрист ВУЗа. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: