В последние годы Россия модернизировала инфраструктуру транспорта, удовлетворила существующий спрос на пассажиров и грузы и создала определенный вызов для дальнейшего развития отрасли с учетом современных изменений внутренних и внешних транспортных и экономических связей РФ. Но существующие проблемы транспортной отрасли сейчас рассматриваются как ограничитель устойчивого развития страны в целом.
На рынке транспортных услуг г. Перми в настоящий момент складывается конкурентная борьба между ООО «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), ООО «Деловые Линии» (ДЛ), ООО ТК «КАШАЛОТ» (GTD) и ООО «Байкал-Сервис» (БС). Каждая из исследуемых организаций оказывает своим клиентам схожий перечень услуг, осуществляя как внутренние, так и международные перевозки. Услуги в той или иной степени варьируются в зависимости от глобальных целей данных организаций.
В качестве критериев оценки эффективности текущих стратегий предприятий применили следующие показатели:
• рабочее время предприятий;
• широта ассортимента услуг;
• каталоги скидок и специальных условий;
• рекламная составляющая;
• имидж организации;
• средний уровень цен на оказываемые услуги;
• сроки перевозок;
• качество перевозок.
Для сравнительной оценки конкурентоспособности была разработана балловая шкала от 0 до 3 баллов для каждого показателя.
Результаты оценки конкурентоспособности представлены в табл. 1.
Выявлено, что такие показатели, как ассортимент услуг и система скидок, во всех исследуемых организациях находятся на конкурентоспособном уровне.
Из всех исследованных организаций явно видно, что транспортная компания ПЭК на текущий момент по показателю конкурентоспособности отстает от своих конкурентов, прежде всего это связано с низкими баллами по показателям проводимой маркетинговой деятельности, а также срокам и качеству перевозок. Тем не менее показатели качества и сроков находятся на низком уровне у всех исследуемых организаций, следовательно, можно сделать вывод о том, что это является общей проблемой на рынке транспортных услуг.