Как правило, на территории городов концентрируются опасные контакты, порождающие конфликты и ДТП. Особенно много опасных контактов на улицах, в первую очередь магистральных. На них происходит основная доля ДТП городов. Около 1/3 городских улиц — магистральные. Здесь сконцентрировано 90 % контактов, конфликтов и ДТП. Следовательно, с точки зрения безопасности наиболее глубокого изучения требует незначительная часть городской территории, расположенной в зонах магистральных улиц. Конфликтные ситуации на ней формируются и под влиянием транспортных связей всего города, где расположены основные точки тяготения и отправления.
Всесторонний анализ данных о ДТП является одной из наиболее важных составляющих работы по организации дорожного движения.
Среди задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, можно выделить следующие:
— изучение возможных причин возникновения ДТП;
— выявление наличия резервов по снижению количества и тяжести последствий.
За 12 месяцев 2022 года произошло 940 учетных дорожно-транспортных происшествий. В результате произошедших ДТП погибло — 34 чел., получили ранения — 1142 чел.
Общая статистика аварийности за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года представлена в табл. 1.
Анализ значений основных показателей (см. рис. 1) показывает, что общий уровень аварийности на протяжении трех анализируемых лет остается стабильным, однако отмечено снижение числа погибших в 2022 году, относительно 2021 года, в то же время в 2022 году возросло число раненных и количество ДТП по сравнению с 2021 годом.
По данным за последние месяцы 2022 года наблюдается снижение всех показателей аварийности по отношению к АППГ:
— количество ДТП уменьшилось на 5 %;
— количество погибших уменьшилось на 6 %;
— количество пострадавших уменьшилось на 5%.
Социальный риск, являясь приведенным показателем, позволяет сравнивать степень последствий (уровень смертности) транспортной аварийности в муниципальных образованиях с различной численностью населения и социально-экономической структурой, а также используется в целях сопоставления ситуации на дорогах одного и того же населенного пункта при изменении числа жителей. Значение социального риска по городу Тольятти за 2022 год составило 4,7 погибших на 100 тыс. населения, при среднем значении по РФ — 13,0 случаев. Вместе с тем, в городских условиях данный показатель как правило существенно ниже, поскольку на УДС городов ниже скорости движения ТС. Например, по ряду городов РФ сопоставимого размера отмечены следующие значения этого показателя: