По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.442

Анализ правового регулирования саморегулируемых организаций в сфере строительства

М.Д. Молчанов Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Институт частного права

В статье проанализирована деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства в России. Указаны требования, необходимые для получения статуса саморегулируемой организации. Рассмотрены положения Градостроительного кодекса РФ и отмечаются недостатки правового регулирования СРО. Проведен правовой анализ и сравнение данного института в разных странах, в частности США и Германии.

Литература:

1. Contractors State License Board — Текст: электронный // History and Background:[сайт]. — URL: https://www.cslb.ca.gov/About_Us/History_and_BackGround.aspx.

2. California Legislative Information — Текст: электронный // Business and professions code: [сайт]. — URL: https://leginfo.legislature.ca.gov/faces/codes_displaySection.xhtml?lawCode= BPC&s ectionNum=7002.

3. The hill — Текст: электронный // The Hill’s Top Lobbyists 2019: [сайт]. — URL: https:// thehill.com/business-a-lobbying/business-a-lobbying/474162– the-hills-top-lobbyists-2019.

4. Всероссийский Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций — Текст: электронный // Доклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»: [сайт]. — URL: http:// www.profsro.ru/documents/07_02_2011/MER_SRO_dec_2010.pdf.

5. Architektenkammer Berlin — Текст: электронный // Architektenkammer Berlin: [сайт]. — https://www.ak-berlin.de/architektenkammer– berlin/architektenkammer.html.

6. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. — 2007. — № 8.

7. Об ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob– otvetstvennosti-samoreguliruemyh-organizatsiy-po-obyazatelstvam-svoih-chlenov.

8. Мхитарян Ю.И. Ответственность органов государственного управления за нарушение деловой репутации саморегулируемых организаций // Век качества. — 2017. — № 3.

9. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. — 2014 г. — № 163. — Ст. 13 с изм. и допол. в ред. от 27.12.2018.

Саморегулируемые организации (далее — СРО) в строительстве представляют собой довольно распространенное явление. Так, СРО — это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Необходимость в создании СРО в сфере строительства возникла в связи с необходимостью контроля деятельности строительных организаций при минимальном участии государства. До 2010 года данные функции были возложены на государство путем осуществления лицензирования строительной деятельности. Далее эта обязанность была переложена непосредственно на самих участников рынка.

Для приобретения некоммерческой организацией статуса СРО необходимо соответствовать определенным требованиям. Обозначим основные из них:

• наличие компенсационного фонда (компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации);

• наличие у некоммерческой организации стандартов СРО и внутренних документов, разработка и утверждение которых являются обязательными;

• объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц (в отношении СРО осуществляющие строительство, нужно не менее ста);

• для СРО, осуществляющие строительство, необходимо отсутствие территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована (данное требование не распространяется на СРО, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации).

Для Цитирования:
М.Д. Молчанов, Анализ правового регулирования саморегулируемых организаций в сфере строительства. Юрисконсульт в строительстве. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: