Подакцизные товары представляют собой определенный перечень товаров массового потребления, облагающихся акцизом. В свою очередь, акциз является косвенным налогом и включается в цену данных товаров.
Среди подакцизных товаров есть те, в отношении которых предусмотрена обязательная маркировка акцизными марками, — это табачная продукция. Табачная продукция, импортируемая на территорию РФ, подлежит маркировке акцизными марками в целях выпуска для внутреннего потребления [1].
Обязательство импортера об использовании акцизных марок предусматривает определенный порядок действий, в частности возврат поврежденных или неиспользованных акцизных марок в выдавший их уполномоченный таможенный орган (рис. 1). В интересах настоящей статьи рассмотрены практические аспекты возврата поврежденных и неиспользованных акцизных марок, поскольку именно в указанной области возникает множество проблем. Вышеизложенное обусловило актуальность настоящей статьи.
Акцизные марки считаются неиспользованными или поврежденными в случае, когда импортеры заказывают акцизные марки в большем количестве, чем предполагается ввезти подакцизных товаров, подлежащих маркировке и которые подлежат уничтожению по причине несоблюдения их срока использования согласно обязательству, а также акцизные марки, которые были повреждены в процессе транспортировки, хранения или непосредственно при нанесении на продукцию [3].
Важно отметить, что заказать акцизные марки в большем количестве, чем указано единиц продукции в контракте, импортер не может, однако допускается запастись марками впрок и в дальнейшем импортировать продукцию частями [4]. В обоих случаях импортеры обязаны вернуть определенное количество марок в тот таможенный орган, в котором изначально они были получены. Не вернуть такие акцизные марки невозможно, потому что со стороны таможенных органов осуществляется постоянный контроль за их использованием. Следовательно, в первом случае возврату подлежит такое количество акцизных марок, срок нанесения которых истек согласно обязательству, а во втором— только те акцизные марки, которые не могут быть нанесены на продукцию из-за влияния внешних факторов, которые привели их в ненадлежащее состояние.