В конце октября 2017 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, строений и сооружений самовольными постройками, а также на совершенствование механизма пресечения самовольного строительства (законопроект № 301924-7 и законопроект № 301854-7). Законопроекты были подготовлены Правительством РФ во исполнение поручения Президента РФ, сформированного по итогам заседания Государственного Совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности1. Несмотря на то, что законопроекты включены в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на декабрь 2017 г., на настоящий момент они еще не рассмотрены в первом чтении.
Законопроект № 301924-7 нацелен на: (а) установление понятных «правил игры», чтобы участники рынка четко понимали, когда соответствующий объект может считаться самовольной постройкой, а также (б) защиту добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимости от рисков, связанных с выявлением самовольного строительства. Законопроект № 301854-7 направлен на установление административной ответственности в сфере самовольного строительства.
Самовольной постройкой предлагается признавать только такое здание, строение или сооружение, которое нарушает градостроительные нормы и правила, действующие как на дату его создания, так и на дату выявления самовольной постройки. То есть постройка должна являться «нелегальной» в течение всего периода ее существования.
Такой подход в настоящее время сформирован на уровне судебной практики. Суды указывают на то, что при рассмотрении дел о признании объекта самовольной постройкой следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки и отказывают в признании постройки самовольной в случае, если на момент рассмотрения спора данная постройка уже не соответствует критериям самовольной (например, вид разрешенного использования земельного участка изменен на иной вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять строительство)2 .