Актуальность исследования вопросов использования материалов инвентаризации в финансово-контрольной и экспертной экономической деятельности обусловлена рядом причин, к которым следует отнести следующие:
• материалы инвентаризации присутствуют в большинстве дел, связанных с осуществлением уголовного, гражданского, административного и арбитражного процессов;
• корыстный характер совершаемых экономических правонарушений и преступлений вызывает необходимость определения суммы нанесенного материального ущерба, основным способом определения которого является инвентаризация имущества и обязательств экономического субъекта;
• документы и сведения, отражающие результаты инвентаризации, становятся объектом исследования со стороны участников уголовного, гражданского, административного и арбитражного процессов на предмет их соответствия нормативным требованиям;
• действующие нормативные документы, регламентирующие порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов, содержат ряд противоречий и нерешенных вопросов, требующих научного исследования в интересах финансово-контрольной и экспертной экономической деятельности;
• при осуществлении уполномоченными органами финансово-контрольных и экспертных экономических работ результаты инвентаризации могут использоваться как для формулирования выводов и ответов на поставленные уполномоченными органами вопросы, так и для выявления, документирования, доказывания и расследования противоправных действий экономического характера.
Нормативные требования в части оформления результатов инвентаризации, изложенные в приказе Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [1], действуют до 1 апреля 2025 года. С 1 апреля 2025 года в действие вводится Федеральный стандарт бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) 28/2023 «Инвентаризация» [2], отражающий несколько другие по сравнению с ранее действовавшими требованиями положения, связанные с порядком проведения и оформления результатов инвентаризации.