Использование понятия параллельного импорта вошло в обиход в нашей стране в результате введения экономических, а затем политических санкций в отношении Российской Федерации со стороны мирового сообщества в лице США, его партнеров по объединению семи ведущих экономически развитых стран (Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), а также стран, входящих в Европейское сообщество, после принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и начала проведения специальной военной операции на Донбассе.
Не согласившиеся с действиями Российской Федерации недружественные страны ввели ограничения по ввозу в Российскую Федерацию наиболее важных продовольственных товаров, а затем санкции были распространены на импорт оборудования, различного рода технику, включая автомобили и запчасти к ним. В связи с тем что ранее ряд иностранных компаний разместили производство своих товаров на территории Российской Федерации, то были применены санкции и в отношении этих компаний с целью закрытия их производства на нашей территории и приостановления торговых контрактов с Российской Федерацией. Используя направление российской экономики как импортно ориентированное, в планах недружественных стран было приостановление развития российской экономики, а в дальнейшем и ее уничтожение, вызвав в стране дефицит продуктов и техники и, как следствие, развитие экономического и политического кризиса в стране.
Начало введения экономических санкций было болезненно воспринято нашей экономикой. Были трудности в налаживании производства санкционных товаров в России, в которых использовались зарубежные комплектующие. Коснулись санкции также импорта, и производства зарубежных автомобилей, и пассажирского автотранспорта, а также поставок запасных частей к ним. Для решения вопросов с поставками комплектующих и запчастей положительное влияние на нашу экономику оказал параллельный импорт [1, 2].
Анализируя влияние экономических санкций в отношении поставок автомобилей и запчастей к ним на территорию России, следует отметить следующие негативные последствия. В первую очередь это прекращение деятельности иностранных автоконцернов и как следствие закрытия представительств и дилерских центров по продаже новых моделей пассажирского автотранспорта и запчастей к ним для проведения гарантийного и постгарантийного обслуживания. В настоящее время практически все иностранные компании по продаже автомобильной техники покинули российский рынок. Потери для этих компаний в виде вложенных инвестиций составили значительные суммы.