По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.54

Анализ параллельного импорта автозапчастей в Российской Федерации

Карелина М. Ю. д-р техн. наук профессор, зав. кафедрой деталей машин и теории механизмов, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), e-mail: karelinamu@mail.ru
Балабин А. О. аспирант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), e-mail: aobalabin@gmail.com

В статье дается определение понятия параллельного импорта, проводится анализ его влияния на развитие российской экономики при действии экономических санкций в отношении Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия (далее — недружественные страны), анализируется негативное и позитивное влияние на российскую экономику от введения параллельного импорта как временной меры регулирования внешнеторговых потоков в Российскую Федерацию, включая ввоз запасных частей (далее — запчастей) для пассажирского автотранспорта.

Литература:

1. Пономарев, Е. Параллельный импорт: какие опасности в себе таит и надолго ли с нами. — М., 2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://journal.openbroker.ru/investments/parallelnyj-import/?ysclid=ljcw4abufh856210588.

2. Воловик, К. Параллельный импорт автомобилей и запчастей в России [Электронный ресурс]. — URL: https://dasreda.ru/learn/blog/article/1579?ysclid=ljcwscc lfq995894291.

3. Лапшина, А. Параллельный импорт: норма временная и не для всех товаров // Адвокатская газета [Электронный ресурс]. — URL: https://www.advgazeta. ru/mneniya/parallelnyy-import-norma-vremennaya-i-ne-dlya-vsekh-tovarov/?ysclid =ljcwypfcrw929126268.

4. Цемержинская, А. В. Параллельный импорт в современных условиях / М.А. Свистунова, И.А. Вишняков, Р.Р. Ахмедзянов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2022. — № 4.

5. Нургалеев, М. С. Понятие параллельного импорта, его правовое регулирование и особенности регулирования параллельного импорта лекарственных средств в Европейском союзе / М. С. Нургалеев, Е. Н. Петров; Международная объединенная академия // Наука России: цели и задачи: сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научной конференции, Екатеринбург, 10 декабря 2019 г.— Екатеринбург: Л-Журнал, 2019. — Ч. 2. — С. 52–56.

6. Ахмедзянов, Р. Р. Анализ деятельности ФТС России в сфере защиты прав интеллектуальной собственности / К.А. Беликова, А.А. Михайлова, К.В. Колябин // Вестник академии знаний. — 2021. — №1. — С. 24–27.

7. Акимов, Н. Е. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве / А.А. Мигел // Modern Economic Success. — 2021. — № 2. — С. 117–120.

8. Голубчик, А. М. Некоторые моменты логистики параллельного импорта в Россию / Е. В. Пак // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 10.

9. Петрушина, О. М. Роль логистики в мировой экономике / О.М. Петрушина, А.И. Меркулова, К.А. Тер-Оганесян // Вестник Калужского университета. — 2021. — №1 (50). — С. 15–17.

10. Карданов, В. А. Рассмотрение перспектив параллельного импорта // Вестник АНО ВО «Российский новый университет». — М., 2019. — № 7.

1. Ponomarev, E. Parallel imports: what dangers are there and how long are they with us. M., 2022. Available at: https://journal.open-broker.ru/investments/parallelnyj-import /?ysclid=ljcw4abufh856210588.

2. Volovik, K. Parallel import of cars and spare parts in Russia. Available at: https:// dasreda.ru/learn/blog/article/1579?ysclid=ljcwscclfq995894291.

3. Lapshina, A. Parallel import: the norm is temporary and not for all goods. Advocate newspaper. Available at: https://www.advgazeta.ru/mneniya/parallelnyy-importnorma-vremennaya-i-ne-dlya-vsekh -goods/?ysclid=ljcwypfcrw929126268.

4. Tsemerzhinskaya, A.V., Parallel import in modern conditions. M.A. Svistunova, I.A. Vishnyakov, R.R. Akhmedzyanov Scientifi c journal NRU ITMO. Series: Economics and Environmental Management. 2022, No. 4.

5. Nurgaleev, M. S. The concept of parallel import, its legal regulation and features of the regulation of parallel import of medicines in the European Union. M. S. Nurgaleev, E. N. Petrov. Science of Russia: goals and objectives: a collection of scientifi c papers on Proceedings of the XVIII International Scientifi c Conference, Yekaterinburg, December 10, 2019. International United Academy of Sciences. Volume Part 2. Ekaterinburg: L-Journal, 2019. рр. 52–56.

6. Akhmedzyanov, R.R. Analysis of the activities of the Federal Customs Service of Russia in the fi eld of protection of intellectual property rights. K.A. Belikova, A.A. Mikhailova, K.V. Kolyabin. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021, No. 1, рр. 24–27.

7. Akimov, N.E. Interaction of customs services of the EAEU countries in the new information space. A.A. Miguel. Modern Economic Success. 2021, No. 2, рр. 117–120.

8. Golubchik, A.M., Some aspects of parallel import logistics to Russia. E.V. Pak. Russian Foreign Economic Bulletin. 2022, No. 10.

9. Petrushina, O.M. The role of logistics in the global economy. O.M. Petrushina, A.I. Mer-kulova, K.A. Ter-Oganesyan. Bulletin of the Kaluga University. 2021, No. 1 (50), рр. 15–17.

10. Kardanov, V. A. Consideration of the prospects of parallel imports. Bulletin, ANO VO "Russian New University". Moscow, 2019, No. 7.

Использование понятия параллельного импорта вошло в обиход в нашей стране в результате введения экономических, а затем политических санкций в отношении Российской Федерации со стороны мирового сообщества в лице США, его партнеров по объединению семи ведущих экономически развитых стран (Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), а также стран, входящих в Европейское сообщество, после принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и начала проведения специальной военной операции на Донбассе.

Не согласившиеся с действиями Российской Федерации недружественные страны ввели ограничения по ввозу в Российскую Федерацию наиболее важных продовольственных товаров, а затем санкции были распространены на импорт оборудования, различного рода технику, включая автомобили и запчасти к ним. В связи с тем что ранее ряд иностранных компаний разместили производство своих товаров на территории Российской Федерации, то были применены санкции и в отношении этих компаний с целью закрытия их производства на нашей территории и приостановления торговых контрактов с Российской Федерацией. Используя направление российской экономики как импортно ориентированное, в планах недружественных стран было приостановление развития российской экономики, а в дальнейшем и ее уничтожение, вызвав в стране дефицит продуктов и техники и, как следствие, развитие экономического и политического кризиса в стране.

Начало введения экономических санкций было болезненно воспринято нашей экономикой. Были трудности в налаживании производства санкционных товаров в России, в которых использовались зарубежные комплектующие. Коснулись санкции также импорта, и производства зарубежных автомобилей, и пассажирского автотранспорта, а также поставок запасных частей к ним. Для решения вопросов с поставками комплектующих и запчастей положительное влияние на нашу экономику оказал параллельный импорт [1, 2].

Анализируя влияние экономических санкций в отношении поставок автомобилей и запчастей к ним на территорию России, следует отметить следующие негативные последствия. В первую очередь это прекращение деятельности иностранных автоконцернов и как следствие закрытия представительств и дилерских центров по продаже новых моделей пассажирского автотранспорта и запчастей к ним для проведения гарантийного и постгарантийного обслуживания. В настоящее время практически все иностранные компании по продаже автомобильной техники покинули российский рынок. Потери для этих компаний в виде вложенных инвестиций составили значительные суммы.

Для Цитирования:
Карелина М. Ю., Балабин А. О., Анализ параллельного импорта автозапчастей в Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: