В современных условиях развития экономики производство полиграфической продукции претерпевает изменения, переориентируясь от печати массовых тиражей к изготовлению индивидуализированной печатной продукции. Издательский сектор полиграфии, который ранее считался ведущим, за последние годы теряет свои конкурентные преимущества. Учитывая фактор влияния отрицательной динамики продаж и рекламных сборов, издатели печатных СМИ и книжной продукции всё больше внимания уделяют созданию новых бизнес-моделей, основанных на использовании электронных каналов дистрибуции контента. В то же время в других сегментах полиграфического рынка продолжается определенный рост объемов производства, расширение диверсификации выпуска продукции и улучшение инвестиционной ситуации. Наглядно структуру полиграфического рынка по видам продукции можно увидеть на рис. 1.
На данный момент емкость российского рынка изготовления печатной продукции составляет порядка 50 млрд листов-оттисков, в том числе издательский сегмент печати занимает около 40 %. Основными позициями этого сегмента являются издание газет, книг и журналов, объемы выпуска которых за последние годы демонстрируют негативную тенденцию.
В последнее время отрасль полиграфического производства характеризуется следующими основными признаками:
— тенденция уменьшения стоимости организаций полиграфического сектора производства (по результатам приватизации государственных издательских организаций);
— улучшение качества печатной продукции;
— модернизация применяемых технологических процессов и повышение эффективности организации производства.
Для дальнейшего анализа отрасли необходимо рассмотреть динамику выпуска печатной продукции за несколько лет (табл. 1).
Таким образом, исходя из данных табл. 1, можно увидеть отрицательную тенденцию по итогам 2016– 2018 гг. по выпуску газетной, книжной и журнальной продукции, однако печатная продукция производственно-технического назначения и прочая имеют положительную динамику как в 2017 г. в сравнении с 2016-м, так и в 2018-м. При этом суммарный годовой оборот полиграфических предприятий в России составляет около 250 млрд руб. [5].