С конца 80-х годов отечественная фармацевтика и медицина существенно продвинулись вперед — появилось большое количество новых методик лечения, оборудования и, конечно же, вакцин и лекарственных препаратов, спасающих жизни и предотвращающих развитие хронических заболеваний. В указанный перечень входят лекарственные препараты, используемые при лечении таких опасных заболеваний, как пневмония, туберкулез, язва желудка, диабет, злокачественные новообразования, болезни кровообращения, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и ряд других.
Ключевой целью государственной лекарственной политики является своевременное снабжение граждан страны качественными и доступными с финансовой точки зрения лекарственными препаратами. При этом рынок фармацевтических препаратов не является саморегулируемым, поэтому существует необходимость в регулярном вмешательстве государственных ведомств в процессы, связанные с обращением лекарств. Вмешательство необходимо на всех стадиях — начиная с мероприятий по разработке лекарственных средств и заканчивая их потреблением. Оно осуществляется путем разработки и внедрения законов, подзаконных актов, а также иных регулирующих этот вопрос документов.
На этапе формирования лекарственной политики возникает ряд проблем, которые связаны с:
• необходимостью соблюдения баланса интересов сторон, а именно пациентов, фармацевтических компаний (отечественных и зарубежных), дистрибьюторов (как оптовых, так и розничных, государственных и частных), общественных объединений и специалистов в области медицины (врачей);
• финансовыми ограничениями. С ограниченным количеством финансов сталкиваются представители многих стран, поэтому существует необходимость в определении приоритетов при обеспечении бесплатными лекарствами и рациональном расходовании денежных средств.
Новый период (2019–2024 гг.) для Российской Федерации будет особенным. В «майском» указе, изданном в прошлом году, глава государства поставил цель об увеличении к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) на 5,5 лет (с 72,5 до 78 лет). Разрешение указанной задачи зависит от большого числа факторов — размера доходов, получаемых гражданами страны, эффективности функционирования системы здравоохранения, образа жизни. Если обратиться к опыту других государств, то можно увидеть, что продлить ожидаемую продолжительность жизни многим из них удалось благодаря внедрению системы всеобщего лекарственного обеспечения, позволившей сделать лекарственные препараты более доступными для населения в амбулаторных условиях.