По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ отечественного рынка лекарств

В рамках данной статьи проводится анализ российского рынка лекарственных препаратов, приводится его сравнение с европейским.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в Российской Федерации».

3. Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в Российской Федерации»; Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 год; Итоговый отчет и презентация Минздрава России за 2017 год (коллегия).

4. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

5. Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 год.

6. Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (приложения 1, 2).

7. «Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения».

8. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2016 № 2203-р «Об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок, для передачи федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА), а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований».

9. «О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С».

10. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

С конца 80-х годов отечественная фармацевтика и медицина существенно продвинулись вперед — появилось большое количество новых методик лечения, оборудования и, конечно же, вакцин и лекарственных препаратов, спасающих жизни и предотвращающих развитие хронических заболеваний. В указанный перечень входят лекарственные препараты, используемые при лечении таких опасных заболеваний, как пневмония, туберкулез, язва желудка, диабет, злокачественные новообразования, болезни кровообращения, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и ряд других.

Ключевой целью государственной лекарственной политики является своевременное снабжение граждан страны качественными и доступными с финансовой точки зрения лекарственными препаратами. При этом рынок фармацевтических препаратов не является саморегулируемым, поэтому существует необходимость в регулярном вмешательстве государственных ведомств в процессы, связанные с обращением лекарств. Вмешательство необходимо на всех стадиях — начиная с мероприятий по разработке лекарственных средств и заканчивая их потреблением. Оно осуществляется путем разработки и внедрения законов, подзаконных актов, а также иных регулирующих этот вопрос документов.

На этапе формирования лекарственной политики возникает ряд проблем, которые связаны с:

• необходимостью соблюдения баланса интересов сторон, а именно пациентов, фармацевтических компаний (отечественных и зарубежных), дистрибьюторов (как оптовых, так и розничных, государственных и частных), общественных объединений и специалистов в области медицины (врачей);

• финансовыми ограничениями. С ограниченным количеством финансов сталкиваются представители многих стран, поэтому существует необходимость в определении приоритетов при обеспечении бесплатными лекарствами и рациональном расходовании денежных средств.

Новый период (2019–2024 гг.) для Российской Федерации будет особенным. В «майском» указе, изданном в прошлом году, глава государства поставил цель об увеличении к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) на 5,5 лет (с 72,5 до 78 лет). Разрешение указанной задачи зависит от большого числа факторов — размера доходов, получаемых гражданами страны, эффективности функционирования системы здравоохранения, образа жизни. Если обратиться к опыту других государств, то можно увидеть, что продлить ожидаемую продолжительность жизни многим из них удалось благодаря внедрению системы всеобщего лекарственного обеспечения, позволившей сделать лекарственные препараты более доступными для населения в амбулаторных условиях.

Для Цитирования:
Ольга Ивановна Шехян, Анализ отечественного рынка лекарств . Экономист лечебного учреждения. 2019;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: