По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.1 DOI:10.33920/VNE-3-2503-01

Анализ особенностей практического опыта выхода российских и зарубежных компаний на международный рынок

Николаева М. А. д.т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), проф. кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Вавилова В. А. магистрант института управления Президентской академии (РАНХиГС)

Целью статьи является анализ особенностей практического опыта выхода российских и зарубежных компаний на международный рынок. В статье рассмотрены правовые нормы внешнеэкономической деятельности российских организаций, включая международные соглашения, требования к сертификации продукции, экспортно-импортные процедуры и меры государственной поддержки. Проанализирован выход на международный рынок крупных российских и зарубежных компаний.

Литература:

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru /document/cons _doc_LAW_45397/ (дата обращения: 25.02.2025).

2. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 25.02.2025).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.02.2025).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.02.2025).

5. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21314/ (дата обращения: 25.02.2025).

6. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24263/ (дата обращения: 25.02.2025).

7. Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3395/ (дата обращения: 25.02.2025).

8. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 25.02.2025).

9. Федеральный закон от 07.07.1993 № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27866/ (дата обращения: 25.02.2025).

10. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/ v1056999-cisg-e-book-r.pdf (дата обращения: 25.02.2025).

11. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uncitral.un.org/ru/texts/arbitration/conventions/ foreign_arbitral_awards (дата обращения: 25.02.2025).

12. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (Женева, 30 октября 1947 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901981 (дата обращения: 25.02.2025).

13. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wto.org/english/ docs_e/legal_e/18-trims.pdf (дата обращения: 25.02.2025).

14. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева, 14 ноября 1975 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// unece.org/DAM/tir/handbook /ru/tirhand /TIR ConventionR.pdf (дата обращения: 25.02.2025).

15. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www. consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_210138/ (дата обращения: 25.02.2025).

16. Яндекс» начал расширять рекламный бизнес за рубежом в преддверии раздела активов // Forbes. 2022. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/476467-andeks-nacalrassiratie-reklamnogo-biznesa-za-rubezom-v-preddverii-razdela-aktivov (дата обращения: 25.02.2025)

17. «Лавка» готовится к выходу на узбекский рынок // E-pepper.ru. 2023. URL: https://epepper.ru/news/lavka-gotovitsya-k-vykhodu-na-uzbekskiy-rynok. html (дата обращения: 25.02.2025)

18. «Яндекс» расширяет рекламный бизнес за рубежом // Коммерсантъ. 2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6508666 (дата обращения: 25.02. 2025)

19. «Яндекс» расширяет рекламный бизнес за рубежом // Коммерсантъ. 2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6508666 (дата обращения: 25.02.2025)

20. «Яндекс» расширяет рекламный бизнес за рубежом // Коммерсантъ. 2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6508666 (дата обращения: 25.02.2025)

21. Wildberries рассматривает выход на рынки Омана и Турции // FashionUnited. 2024. URL: https://fashionunited.ru/novostee/reetyeil/wildberries-rassmatrivaet-vyhod-narynki-omana-i-turcii/2024060536515 (дата обращения: 25.02.2025)

22. Wildberries хочет выйти на международные рынки // Lenta.ru. 2024. URL: https://lenta. ru/news/2024/06/05/wildberries-zahotel-vyyti-na-inostrannye-rynki/ (дата обращения: 25.02.2025)

23. «Золотое Яблоко» выходит на рынок Казахстана // Vedomosti. 2023. URL: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2023/10/10/995198-zolotoe-yabloko-kazakhstan (дата обращения: 25.02.2025)

24. Как Skyeng выходит на международные рынки: стратегия и трудности // VC.ru. 2023. URL: https://vc.ru/marketing/649328-kak-skyeng-vyhodit-na-mezhdunarodnye-rynkistrategiya-i-trudnosti (дата обращения: 25.02.2025)

25. Островок запустил международные B2B-продукты // Коммерсантъ. 2024. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6908742 (дата обращения: 25.02.2025)

26. Молчанова В.А. Долевая экономика на региональных рынках туризма: в чем секрет успеха компаний Airbnb и Uber? // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 2 (449). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolevaya-ekonomika-na-regionalnyhrynkah-turizma-v-chem-sekret-uspeha-kompaniy-airbnb-i-uber (дата обращения: 25.02.2025).

27. Latterly Booking.com marketing strategy. [Электронный ресурс]. — URL: https://www. latterly.org/booking-com-marketing-strategy/ (дата обращения: 25.02.2025).

28. Latterly Tindermarketingstrategy. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.latterly. org/tinder-marketing-strategy/ (дата обращения: 25.02.2025).

29. Бозиева Линара ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЛЬШИХ ДАННЫХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ GO-TO-MARKET СТРАТЕГИЙ // Universum: экономика и юриспруденция. 2024. № 5 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-bolshih-dannyh-dlyapovysheniya-effektivnosti-go-to-market-strategiy (дата обращения: 25.02.2025).

30. Фань Синьянь СТРАТЕГИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ APPLE В МИРОВОМ БИЗНЕСЕ // Экономика и социум. 2023. № 3–2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiyalokalizatsii-kompanii-apple-v-mirovom-biznese (дата обращения: 25.02.2025).

1. Federal Law No. 164-FZ dated 08.12.2003 "On the Fundamentals of State Regulation of foreign Trade activity" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru /document/cons _doc_LAW_45397/ (accessed: 02/25/2025).

2. Federal Law No. 173-FZ dated 10.12.2003 "On Currency Regulation and Currency Control" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397 / (date of access: 02/25/2025).

3. The Tax Code of the Russian Federation (parts one and two) [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28165/ (date of access: 02/25/2025).

4. The Civil Code of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142 / (date of access: 02/25/2025).

5. Federal Law No. 4-FZ dated 04.01.1999 "On the Coordination of International and Foreign Economic Relations of the Subjects of the Russian Federation" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_21314 / (date of access: 02/25/2025).

6. Federal Law No. 183-FZ of 07/18/1999 "On Export Control" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_24263 / (date of access: 02/25/2025).

7. Federal Law No. 5003-1 dated 05/21/1993 "On Customs Tariff" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3395 / (date of access: 02/25/2025).

8. Federal Law No. 184-FZ dated December 27, 2002 "On Technical Regulation" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241 / (date of access: 02/25/2025).

9. Federal Law No. 5338-I dated 07.07.1993 "On International Commercial Arbitration" [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27866 / (date of access: 02/25/2025).

10. United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods (Vienna, April 11, 1980) [Electronic resource]. — Access mode: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru / v1056999-cisg-e-book-r.pdf (accessed: 02/25/2025).

11. United Nations Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards (New York, June 10, 1958) [Electronic resource]. — Access mode: https://uncitral.un.org/ ru/texts/arbitration/conventions/foreign_arbitral_awards (date of request: 02/25/2025).

12. General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) (Geneva, October 30, 1947) [Electronic resource]. — Access mode: https://docs.cntd.ru/document/1901981 (date of request: 02/25/2025).

13. Agreement on Trade-Related Aspects of Investment Measures (TRIMS) (Marrakech, April 15, 1994) [Electronic resource]. — Access mode: https://www.wto.org/english/docs_e/ legal_e/18-trims.pdf (date of reference: 02/25/2025).

14. Customs Convention on the International Carriage of Goods under Cover of a TIR Carnet (Geneva, November 14, 1975) [Electronic resource]. — Access mode: https://unece.org/ DAM/tir/handbook /ru/tirhand /TIR ConventionR.pdf (accessed: 02/25/2025).

15. Customs Code of the Eurasian Economic Union [Electronic resource]. — Access from the help.-the legal system "ConsultantPlus". — URL: https://www.consultant.ru/document / cons_doc_ LAW_210138/ (accessed: 02/25/2025).

16. Yandex has started expanding its advertising business abroad in anticipation of the asset division // Forbes. 2022. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/476467-andeks-nacalrassiratie-reklamnogo-biznesa-za-rubezom-v-preddverii-razdela-aktivov (date of request: 02/25/2025)

17. Lavka is preparing to enter the Uzbek market // E-pepper.ru . 2023. URL: https://e-pepper. ru/news/lavka-gotovitsya-k-vykhodu-na-uzbekskiy-rynok . html (accessed: 02/25/2025)

18. Yandex is expanding its advertising business abroad // Kommersant. 2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6508666 (date of request: 02/25/2025)

19. Yandex is expanding its advertising business abroad // Kommersant. 2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6508666 (date of request: 02/25/2025)

20. Yandex is expanding its advertising business abroad // Kommersant. 2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6508666 (date of request: 02/25/2025)

21. Wildberries is considering entering the markets of Oman and Turkey // FashionUnited. 2024. URL: https://fashionunited.ru/novostee/reetyeil/wildberries-rassmatrivaet-vyhodna-rynki-omana-i-turcii/2024060536515 (date of request: 02/25/2025)

22. Wildberries wants to enter international markets // Lenta.ru . 2024. URL: https://lenta. ru/news/2024/06/05/wildberries-zahotel-vyyti-na-inostrannye-rynki / (date of request: 02/25/2025)

23. Golden Apple enters the market of Kazakhstan // Vedomosti. 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/10/10/995198-zolotoe-yabloko-kazakhstan (date of request: 02/25/2025)

24. How Skyeng enters international markets: strategy and difficulties // VC.ru . 2023. URL: https://vc.ru/marketing/649328-kak-skyeng-vyhodit-na-mezhdunarodnye-rynki-strategiya-i-trudnosti (date of request: 02/25/2025)

25. Ostrov launched international B2B products // Kommersant. 2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6908742 (date of request: 02/25/2025)

26. Molchanova V. A. Shared economy in regional tourism markets: what is the secret of the success of Airbnb and Uber companies? // Regional economics: theory and practice. 2018. No. 2 (449). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolevaya-ekonomika-na-regionalnyh-rynkah-turizma-v-chem-sekret-uspeha-kompaniy-airbnb-i-uber (date of access: 02/25/2025).

27. Latterly Booking.com marketing strategy. [electronic resource]. — URL: https://www.latterly.org/booking-com-marketing-strategy / (date of access: 02/25/2025).

28. Latterly Tindermarketingstrategy. [electronic resource]. — URL: https://www.latterly.org/ tinder-marketing-strategy / (date of access: 02/25/2025).

29. Bozieva Linara THE USE OF BIG DATA TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF GO-TO-MARKET STRATEGIES // Universum: Economics and Jurisprudence. 2024. № 5 (115). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-bolshih-dannyh-dlya-povysheniya-effektivnostigo-to-market-strategiy (date of request: 02/25/2025).

30. Fan Xinyan, APPLE'S LOCALIZATION STRATEGY IN GLOBAL BUSINESS // Economics and Society. 2023. № 3-2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-lokalizatsii-kompanii-apple-v-mirovom-biznese (date of request: 02/25/2025).

В условиях глобализации и усиления конкурентной среды на международных рынках важную роль играет нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Компании, выходящие на зарубежные рынки, сталкиваются с различными правовыми барьерами, налоговыми режимами, торговыми соглашениями и лицензированием, что требует тщательного изучения соответствующего законодательства. В статье рассмотрены правовые нормы внешнеэкономической деятельности российских организаций, включая международные соглашения, требования к сертификации продукции, экспортноимпортные процедуры и меры государственной поддержки.

Целью статьи является анализ особенностей практического опыта выхода российских и зарубежных компаний на международный рынок.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

• рассмотрена нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности;

• проанализирована практика выхода отдельных российских и зарубежных компаний на рынки стран-экспортеров;

• разработаны подходы определения комплекса 4Р для экспортируемых товаров;

• выявлены особенности стратегий и средств продвижения, целевой аудитории стран, на рынок которых выходят рассматриваемые организации.

Объекты исследования — российские и зарубежные компании-импортеры.

При выходе российских организаций на международный рынок необходимо учесть, что их внешнеэкономическая деятельность регулируется комплексом российских, международных и локальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую основу для международной торговли и сотрудничества. Эти документы определяют общие принципы торговли с зарубежными партнерами, защиту национальных интересов и требования к ведению внешнеэкономической деятельности. К важнейшим российским нормативноправовым документам относятся:

1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который определяет основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливает полномочия федеральных и региональных органов власти в этой сфере [1].

Для Цитирования:
Николаева М. А., Вавилова В. А., Анализ особенностей практического опыта выхода российских и зарубежных компаний на международный рынок. Лизинг. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: