Мировая практика организации системы управления финансовыми ресурсами свидетельствует о богатом опыте организации государственного финансового контроля, создающего эффективные системы обеспечения необходимого уровня проверки распоряжения государственными финансовыми ресурсами.
Исторически сложилось так, что одними из первых полномочий представительных органов власти были контрольные полномочия в области общественных финансов. Более того, именно осознание необходимости контроля за установлением налогов, доходами и расходами государства послужило одной из главных причин учреждения первых парламентов мира. На этом этапе развития деньги, хотя и были важны, еще не играли той существенной роли, которую они играют сейчас практически во всех сферах жизни общества. С течением последних двух веков общественная жизнь усложнилась настолько, что многие вопросы стало возможным решать лишь при активном участии государства, при условии его прямого или опосредованного вмешательства в экономическую сферу. Значимость средств, аккумулируемых и используемых государством, неуклонно возрастает, процесс их сбора, использования и контроля становится все более важным и сложным, требующим определенного уровня профессионализма. Это сказалось, во-первых, на самом верху нормативной пирамиды — конституциях государств, во-вторых, на образовании органов, призванных осуществлять управленческие и контрольные функции, в том числе счетных (контрольных) палат, и, в-третьих, на изменении роли парламента в финансовой сфере.
Необходимость профессионализации государственного управления и контроля привела к противоречивым тенденциям в развитии взаимоотношений органов государственной власти в современном мире. С одной стороны, происходит снижение ответственности правительства перед парламентом, расширение парламентского контроля по общим проблемам и ограничение его полномочий по специальным вопросам, в том числе финансовым. Как известно, в ряде зарубежных стран наблюдается отсутствие у счетных (контрольных) палат собственных полномочий по реализации результатов своей деятельности. На них возлагаются обязанности преимущественно информационного обеспечения парламентов, что превращает счетные палаты во вспомогательные органы последних. С другой стороны, наблюдается иная тенденция: счетные палаты обладают большой самостоятельностью и функционируют как независимые государственные органы, за работой которых пристально следит общественность.