В работах при статическом и динамическом исследовании механических систем, к которым можно отнести конвейеры, насосно-компрессорное оборудование, ротор двигателя, пытаются учесть упругие и механические свойства опор. Под упругостью подразумевается используемый материал и геометрические размеры опор. Вышеуказанные свойства в большинстве случаев в расчетных схемах характеризуются коэффициентом жесткости с размерностью Н/м и Н/м2 соответственно. Однако коэффициент жесткости может быть определен теоретическим и экспериментальным путем.
При проведении экспериментальных исследований на стенде КМВ-200, связанных с исследованием неравномерности распределения нагрузок по длине дейдвудных подшипников [1], значение коэффициента жесткости резинового подшипника скольжения, моделирующего резинометаллический подшипник, принималось C = 4500 кгс/см2 (450 МН/м2). Сам подшипник скольжения рассматривался как упругое основание. Численное значение коэффициента жесткости, как указано в самой работе, было принято на основании проведения дополнительных экспериментальных исследований, которые основаны на зависимости деформации вкладыша от прикладываемой нагрузки.
В работе [2] при анализе влияния упругих свойств дейдвудных подшипников на поперечные колебания судового валопровода и образования трещин в кормовой части судна атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» расчетная схема представляла собой балку, которая опиралась на два упругих основания и на один упругий опорный подшипник. Сами упругие основания представляли собой последовательно расположенные между собой независимые друг от друга пружины с коэффициентом жесткости k. При моделировании резино-эбонитовых планок дейдвудного подшипника принималось значение коэффициента жесткости C = 230 МН/м (2,30·108 Н/м). С уменьшением значения коэффициента до C = 130 МН/м (1,30·108 Н/м) упругое основание моделируют материалом втулок дейдвудных подшипников, изготовленных из чистой резины.
Можно предположить, что вышеуказанные численные значения коэффициента жесткости были получены экспериментальным путем, который основан в определении деформации (осадки) δ образцов в виде пластин при действии заданной нагрузки P. То есть сами экспериментальные исследования основаны на законе Гука: