По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.12

Анализ общепромышленных средств и методов выявления аварийных контактных соединений и возможности их применения для оборудования судовых электроэнергетических систем

Гренчук А.М. E-mail: grenchuk@gmail.com Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Проанализированы и систематизированы существующие технические средства и методы выявления изменения температуры с точки зрения возможности их использования для выявления аварийных контактных соединений во время регламентного обслуживания судовых электроустановок.

Литература:

1. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

2. Правила эксплуатации электрооборудования кораблей ВМФ (ПЭЭК-71). – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, М. – 1972.

3. Лебедев К.Б., Чижков И.Д. Следы больших переходных сопротивлений в электротехнических устройствах и их экспертное исследование // Пожаровзрывобезопасность. – 2003. – № 6.

4. Исследование пожаров, связанных с аварийным режимом работы электрооборудования: Метод. рекомендации. – Красноярск: СЭУ ФПС ИПЛ по Красноярскому краю, 2013. – 22 с.

5. Патент № 2491687 (РФ). МПК H01R 4/00, приор. 11.10.2011. Устройство для диагностики ослабления затяжки резьбового контактного соединения с токоведущим наконечником / А.И. Горшков, А.М. Гренчук и др. – Бюлл. № 24, 27.08.2013.

6. Патент № 2493640 (РФ). МПК H01R 4/30, приор. 11.10.2011. Устройство для диагностики ослабления затяжки гайки резьбового контактного соединения токоведущих шин / А.И. Горшков, А.М. Гренчук и др. – Бюлл. № 26, 20.09.2013.

Для сборки в электрическую цепь шин, проводов и кабелей с токопроводящими жилами из меди, алюминия и его сплавов используются резьбовые соединения. Такие соединения обладают высокой несущей способностью и надежностью, просты при монтаже, демонтаже и замене деталей. Резьбу имеют свыше 60% деталей, входящих в состав электроустановок. Применение резьбовых соединений позволяет обеспечивать заданные расчетные усилия сжатия контакт-деталей. Основным недостатком таких соединений является локальная концентрация механических напряжений на участках резьбы малой площади, что со временем приводит к ослаблению усилия контактного нажатия, в особенности при вибрациях, колебаниях температуры и при воздействии циклических механических нагрузок, характерных для условий эксплуатации ЭЭС морских и речных судов.

Ежегодно миллионы КС вводятся в эксплуатацию на объектах водного транс порта и береговой инфраструктуры. По данным [1], аварийность в электрических сетях из-за нарушения работы контактных соединений составляет 10% общего числа аварий.

Процессы, происходящие при протекании тока через КС, изучаются в рамках теории электрических контактов. Особенностью контактирования двух тел является то, что поверхность материала никогда не является идеально плоской, и если соприкасающиеся элементы можно считать абсолютно жесткими, то касание происходит не более чем в трех точках. В реальных КС, в результате действия давления в контактной зоне всегда возникает пластическая или упругая деформация контактирующих элементов [2]. Наличие деформаций обуславливает преобразование начальных точек соприкосновения в небольшие контактные поверхности и появление новых контактных пятен. Сумма соприкасающихся поверхностей составляет контактную поверхность, воспринимающую усилие, площадь которой всегда меньше кажущейся площади соприкосновения. Так площадь фактически воспринимающей усилие контактной поверхности может быть в сотни и даже тысячи раз меньше, чем площадь соприкосновения, которую называют кажущейся контактной поверхностью.

Для Цитирования:
Гренчук А.М., Анализ общепромышленных средств и методов выявления аварийных контактных соединений и возможности их применения для оборудования судовых электроэнергетических систем. Главный энергетик. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: