По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.025

Анализ неравномерности пассажиропотоков по часам суток на основе коэффициента использования вместимости подвижного состава

А. Г. Васильев аспирант Уральского государственного лесотехнического университета, 620043, г. Екатеринбург, ул. Репина, 88-15, e-mail: vasilyev@alexandr.by

Описана разработанная методика исследования неравномерности пассажиропотоков по часам суток на основе коэффициента использования вместимости подвижного состава. Приведены результаты экспериментального исследования неравномерности пассажиропотоков по часам суток для пригородных и междугородных маршрутов на примере Северного автовокзала Екатеринбурга.

Литература:

1. Ларин, О. Н. Организация пассажирских перевозок : учебное пособие. — Текст : непосредственный / О. Н. Ларин. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 104 с.

2. Спирин, И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — Текст : непосредственный / И. В. Спирин. — Москва : Академия, 2003. — 400 с.

3. Комаристый, Е. Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок. — Текст : непосредственный / Е. Н. Комаристый. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 144 с.

4. Васильев, А.Г. Определение эластичности спроса на услуги пассажирских автомобильных перевозок в Свердловской области. — Текст : непосредственный / А. Г. Васильев, С. С. Чернышев, С. Ю. Ильяшенко // Транспортные и транспортно-технологические системы: матер. Междунар. науч.-техн. конф. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. — С. 42–46.

Неравномерность пассажиропотоков по часам суток играет большую роль при формировании маршрутной сети и организации эффективной работы подвижного состава. Отсутствие необходимых данных по мощности, неравномерности пассажиропотоков приводит к неравномерному развитию пригородной и междугородной маршрутной сети в регионах: на некоторых маршрутах происходит перенасыщение необходимого количества единиц подвижного состава, на других маршрутах недостаток автобусов приводит к возникновению «окон» в расписании движения.

Пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети по направлениям перемещений в определенный период времени. При этом пассажиропотоки не являются величиной постоянной, то есть они неравномерны. Степень неравномерности пассажиропотоков в пространстве оценивается с помощью коэффициента неравномерности пассажиропотока по направлениям и определяется по формуле:

где Qпик и Qср.с — соответственно максимальная мощность пассажиропотока в час пик и среднечасовая мощность в течение суток.

Среднечасовая мощность пассажиропотока в течение суток определяется по формуле:

где h — число часов работы маршрута в течение суток.

Номинальное значение коэффициента неравномерности пассажиропотока по часам суток ηч = 1,5…2,0. При превышении коэффициента современные ученые Ларин О.Н. [1], Спирин И.В. [2] рекомендуют увеличивать межрейсовый интервал в часы с наименьшим пассажиропотоком.

В рамках исследований по формуле (1) произведен расчет коэффициента неравномерности пассажиропотока по часам суток для всех направлений Северного автовокзала Екатеринбурга. Полученные данные внесены в таблице.

Существующая методика исследования неравномерности пассажиропотоков по часам суток свидетельствует о необходимости увеличения межрейсового интервала во временные периоды с наименьшего пассажиропотока на рейсах Полевского направления во вторник, четверг, пятницу, субботу; Режевского направления — в пятницу; Северного направления — ежедневно; Сибирского направления — в среду, четверг, пятницу; Челябинского направления — ежедневно.

Для Цитирования:
А. Г. Васильев, Анализ неравномерности пассажиропотоков по часам суток на основе коэффициента использования вместимости подвижного состава. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: