Неравномерность пассажиропотоков по часам суток играет большую роль при формировании маршрутной сети и организации эффективной работы подвижного состава. Отсутствие необходимых данных по мощности, неравномерности пассажиропотоков приводит к неравномерному развитию пригородной и междугородной маршрутной сети в регионах: на некоторых маршрутах происходит перенасыщение необходимого количества единиц подвижного состава, на других маршрутах недостаток автобусов приводит к возникновению «окон» в расписании движения.
Пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети по направлениям перемещений в определенный период времени. При этом пассажиропотоки не являются величиной постоянной, то есть они неравномерны. Степень неравномерности пассажиропотоков в пространстве оценивается с помощью коэффициента неравномерности пассажиропотока по направлениям и определяется по формуле:
где Qпик и Qср.с — соответственно максимальная мощность пассажиропотока в час пик и среднечасовая мощность в течение суток.
Среднечасовая мощность пассажиропотока в течение суток определяется по формуле:
где h — число часов работы маршрута в течение суток.
Номинальное значение коэффициента неравномерности пассажиропотока по часам суток ηч = 1,5…2,0. При превышении коэффициента современные ученые Ларин О.Н. [1], Спирин И.В. [2] рекомендуют увеличивать межрейсовый интервал в часы с наименьшим пассажиропотоком.
В рамках исследований по формуле (1) произведен расчет коэффициента неравномерности пассажиропотока по часам суток для всех направлений Северного автовокзала Екатеринбурга. Полученные данные внесены в таблице.
Существующая методика исследования неравномерности пассажиропотоков по часам суток свидетельствует о необходимости увеличения межрейсового интервала во временные периоды с наименьшего пассажиропотока на рейсах Полевского направления во вторник, четверг, пятницу, субботу; Режевского направления — в пятницу; Северного направления — ежедневно; Сибирского направления — в среду, четверг, пятницу; Челябинского направления — ежедневно.