Метрополитен является быстрым и удобным видом транспорта для такого мегаполиса, как Москва. Объектом исследования является электропоезд 81-740.1/741.1 «Русич», эксплуатируемый на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях метрополитена.
Чтобы рассчитать показатели долговечности колесных пар, были рассмотрены и проанализированы данные по толщине гребня в реальных условиях эксплуатации, так как этот контролируемый параметр лимитирует пробег колесной пары до обточки.
Контроль за конкретным узлом начинается с момента его полного восстановления (обточки), в этот момент контролируемый параметр имеет номинальное значение. Полученные данные представляют реализацию контролируемого параметра при увеличении наработки t [1, 5]. Такую реализацию удобно представить в виде диаграммы рассеивания. Событие, при котором контролируемый параметр выходит за допустимое значение хдоп – отказ [1, 7]. Признаком отказа является необходимость проведения восстановления любого вида [2, 16]. Реализация возможна в двух видах: уменьшающаяся и увеличивающаяся. В процессе эксплуатации колесные пары подвижного состава подвергаются естественному износу в виде проката по кругу катания и уменьшения толщины гребня. Диаметр и толщина гребня являются уменьшающимися параметрами.
На рис. 1 представлен пример реализации значений толщины гребня и проката колеса по кругу катания.
Для получения расчетных значений показателей надежности необходимо определить вид закона распределения и его числовые характеристики по исходным выборкам [2, 126].
Были получены эксплуатационные данные изменения значений проката, толщины гребня колеса и диаметра с увеличением наработки.
Примеры исходных данных – значения замеров толщины гребня для одного вагона № 0190 электропоезда метрополитена «Русич», которые приведены в табл. 1 и 2.
Первичный анализ исходных данных показывает, что в интервале от 0 до 100 тыс. км гребень изнашивается более интенсивно, чем после наработки 100 тыс. км.