По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.42

Анализ надежности колесных пар электропоездов серии 81-740/741 «Русич»

Шутов Д. С. аспирант, инженер-технолог 3-й категории, ГУП «Московский метрополитен» – электродепо «Замоскворецкое», г. Москва
Воробьев А. А. д-р техн. наук, профессор, кафедра электропоездов и локомотивов, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (РУТ (МИИТ), г. Москва

Статья посвящена анализу надежности колесных пар электропоездов 81-740.1/741.1 «Русич», эксплуатируемых на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях Московского метрополитена. Колесная пара считается наиболее уязвимым и ответственным узлом подвижного состава и требует максимального внимания к оценке ее технического состояния. Безопасность движения поезда во многом зависит от состояния колес, а именно – от величины проката, толщины гребня и диаметра.

Литература:

1. Горский А. В., Воробьев А. А., Лакин И. К., Володин С.В. Анализ процесса изнашивания и определение ресурса узлов электроподвижного состава: учеб. пособие по дисциплине «Эксплуатация и ремонт ЭПС». – М.: МИИТ, 2001. – 35 с.

2. Горский А.В., Воробьев А.А. Надежность электроподвижного состава. – М.: Маршрут, 2005. – 303 с.

Метрополитен является быстрым и удобным видом транспорта для такого мегаполиса, как Москва. Объектом исследования является электропоезд 81-740.1/741.1 «Русич», эксплуатируемый на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях метрополитена.

Чтобы рассчитать показатели долговечности колесных пар, были рассмотрены и проанализированы данные по толщине гребня в реальных условиях эксплуатации, так как этот контролируемый параметр лимитирует пробег колесной пары до обточки.

Контроль за конкретным узлом начинается с момента его полного восстановления (обточки), в этот момент контролируемый параметр имеет номинальное значение. Полученные данные представляют реализацию контролируемого параметра при увеличении наработки t [1, 5]. Такую реализацию удобно представить в виде диаграммы рассеивания. Событие, при котором контролируемый параметр выходит за допустимое значение хдоп – отказ [1, 7]. Признаком отказа является необходимость проведения восстановления любого вида [2, 16]. Реализация возможна в двух видах: уменьшающаяся и увеличивающаяся. В процессе эксплуатации колесные пары подвижного состава подвергаются естественному износу в виде проката по кругу катания и уменьшения толщины гребня. Диаметр и толщина гребня являются уменьшающимися параметрами.

На рис. 1 представлен пример реализации значений толщины гребня и проката колеса по кругу катания.

Для получения расчетных значений показателей надежности необходимо определить вид закона распределения и его числовые характеристики по исходным выборкам [2, 126].

Были получены эксплуатационные данные изменения значений проката, толщины гребня колеса и диаметра с увеличением наработки.

Примеры исходных данных – значения замеров толщины гребня для одного вагона № 0190 электропоезда метрополитена «Русич», которые приведены в табл. 1 и 2.

Первичный анализ исходных данных показывает, что в интервале от 0 до 100 тыс. км гребень изнашивается более интенсивно, чем после наработки 100 тыс. км.

Для Цитирования:
Шутов Д. С., Воробьев А. А., Анализ надежности колесных пар электропоездов серии 81-740/741 «Русич». Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: