Актуальность анализа международных финансово-экономических связей России с бенчмарк-странами связана с глобальными изменениями в структуре мировой экономики. По классификации BCG (The Boston Consulting Group), к ядру бенчмаркстран следует отнести Китай, Германию, Индию, Японию, Великобританию и США, на которые приходится более половины мирового производства и потребления. Россия по совокупности параметров демонстрирует равноудаленность от ключевых рынков, составляющих бенчмарк.
С.Ю. Глазьев считает, что мы находимся на глубокой сырьевой периферии, куда опустились в старом мирохозяйственном укладе, центр которого был в Европе и США. Мы стали сырьевым придатком и финансовым донором, а также инкубатором для выращивания умов и источником вывоза капитала [3].
А. Г. Аганбегян полагает, что Россия 7 лет находилась в стагнации, на базе которой наступил структурный кризис с коронавирусной пандемией [1].
Долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте сохраняется на уровне BBB, краткосрочный — на уровне F2. Согласно прогнозу Fitch, в 2021 г. рост ВВП составит 4,4 % за счет восстановления внутреннего спроса. В дальнейшем все будет не так радужно — из-за снижения добычи нефти в 2023 г. ожидается замедление роста ВВП [2].
Российская экономика вырастет в 2022 г. на 2,8 %, а в 2023 г. темпы роста российского ВВП замедлятся до 1,8 %, следует из доклада Всемирного банка. Минэкономразвития прогнозирует, что российская экономика в 2022 г. увеличится на 3 %. Банк России ожидает ежегодного роста ВВП на 2–3 % в год вплоть до 2024 г. [6].
Итак, вышеизложенное указывает на необходимость определить возможности сохранения весомой позиции России в международных финансово-экономических связях с бенчмарк-странами.
Уровень инфляции в России близок к пятилетнему максимуму и превышает 8 %, что снижает уровень жизни и побуждает Банк России повышать стоимость кредитования. Годовая инфляция в России ускорилась до почти шестилетнего пика 8,38% в конце ноября 2021 г. Инфляция является серьезной проблемой, особенно для людей с низкими доходами, и Банк Росси призвал к упреждающим мерам. Центробанк России вынужден придерживаться жесткой ДКП, чтобы снизить инфляцию до целевого уровня 4%.