Метод статической проверки тормозных сил при неподвижных колесах известен автомобилистам многие десятки лет, но на практике использовался только для качественной оценки наличия действия стояночной тормозной системы. Лишь в России с 2009 г. после сертификации начал изготавливаться и применяться площадочный стенд СТИП (производимый ООО «СТИП») для выполнения статической проверки тормозных сил при неподвижных колесах [1].
Стенд предлагался пунктам технического осмотра взамен роликовых стендов, хорошо апробированных, но более дорогих, энергозатратных и требующих периодического восстановления рабочих поверхностей роликов. Этот стенд не содержит зарубежных комплектующих, много проще роликовых стендов и потребляет на порядок меньше электроэнергии, но по тем же показателям уступает площадочным стендам для динамической инерционной проверки тормозов. Себестоимость предложенного стенда оказалась минимальной, и его начали применять в 17 пунктах технического осмотра Кировской области.
Однако в связи с отсутствием в нормативной документации [4, 5] допуска каких бы то ни было площадочных стендов к применению при техосмотре, российские аккредитационные органы вскоре приостановили использование уже приобретенных стендов в пунктах технического осмотра. Изготовитель и владельцы стендов оспаривают это решение в федеральных органах власти, не подвергая сомнению адекватность статической и динамической проверки тормозов. Однако результаты проверки тормозов статическим методом предварительно не исследовались, а применимость метода не оценивалась профессиональным сообществом. Сложилась, таким образом, проблемная ситуация, в которой будет актуальным сопоставление статической и динамической проверки тормозов на площадочном и роликовом тормозных стендах.
Статическая проверка тормозов при невращающихся колесах АТС заключается в плавном «выдергивании» в продольном направлении двух раздельных подвижных горизонтальных площадок из-под заторможенных колес проверяемой оси АТС нарастающим усилием пневмоцилиндров (рис. 1).