По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.083

Анализ методов проверки тормозов АТС на стендах

С. М. Мороз д-р техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: sm-moroz@mail.ru
Н. В. Завьялов Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация

Для проверки тормозов при техническом осмотре, ТО и ремонте во всех автомобилезированных странах используют преимущественно роликовые стенды силового типа. Много реже и в большинстве стран только для предремонтной проверки применяют еще и площадочные стенды для проверки тормозов инерционным методом. И те, и другие стенды, как и дорожные проверки инерционным методом, реализуют динамическую проверку тормозов при процессе затормаживания вращающихся колес.

Литература:

1. Приложение к свидетельству № 65842 Об утверждении типа средств измерений. Описание типа средства измерений. Стенды тормозные площадочные СТИП [Электронный ресурс] URL: https://all-pribors.ru/opisanie/67308-17-stip-76867 (Дата обращения: 14.10.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362810/ (Дата обращения: 14.01.2022).

3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г.

4. Приказ Минтранса России от 09.07.2020 № 232 «Об утверждении требований к производственно-технической базе оператора технического осмотра и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых лицами, претендующими на получение аттестата аккредитации оператора технического осмотра, и операторами технического осмотра обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74473158 (Дата обращения: 14.10.2022).

5. ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки. — М.: Стандартинформ, 2018. — 42 с.

6. Федотов А. И., Мороз С. М. О применимости площадочных стендов для проверки тормозных систем АТС при техническом осмотре / А.И. Федотов, С.М. Мороз // Автомобильная промышленность, 2013, № 12, с. 21-22.

7. Гаркунов Д. Н. Триботехника: учебное пособие. — Москва : КНОРУС, 2017. — 408 с.

8. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту Chevrolet Niva [Электронный ресурс] URL: https://www.fcavto.ru/manuali/chevrolet/578rukovodstvo-po-ekspluatacii-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-chevrolet-niva. html (Дата обращения: 14.10.2022).

Метод статической проверки тормозных сил при неподвижных колесах известен автомобилистам многие десятки лет, но на практике использовался только для качественной оценки наличия действия стояночной тормозной системы. Лишь в России с 2009 г. после сертификации начал изготавливаться и применяться площадочный стенд СТИП (производимый ООО «СТИП») для выполнения статической проверки тормозных сил при неподвижных колесах [1].

Стенд предлагался пунктам технического осмотра взамен роликовых стендов, хорошо апробированных, но более дорогих, энергозатратных и требующих периодического восстановления рабочих поверхностей роликов. Этот стенд не содержит зарубежных комплектующих, много проще роликовых стендов и потребляет на порядок меньше электроэнергии, но по тем же показателям уступает площадочным стендам для динамической инерционной проверки тормозов. Себестоимость предложенного стенда оказалась минимальной, и его начали применять в 17 пунктах технического осмотра Кировской области.

Однако в связи с отсутствием в нормативной документации [4, 5] допуска каких бы то ни было площадочных стендов к применению при техосмотре, российские аккредитационные органы вскоре приостановили использование уже приобретенных стендов в пунктах технического осмотра. Изготовитель и владельцы стендов оспаривают это решение в федеральных органах власти, не подвергая сомнению адекватность статической и динамической проверки тормозов. Однако результаты проверки тормозов статическим методом предварительно не исследовались, а применимость метода не оценивалась профессиональным сообществом. Сложилась, таким образом, проблемная ситуация, в которой будет актуальным сопоставление статической и динамической проверки тормозов на площадочном и роликовом тормозных стендах.

Статическая проверка тормозов при невращающихся колесах АТС заключается в плавном «выдергивании» в продольном направлении двух раздельных подвижных горизонтальных площадок из-под заторможенных колес проверяемой оси АТС нарастающим усилием пневмоцилиндров (рис. 1).

Для Цитирования:
С. М. Мороз, Н. В. Завьялов, Анализ методов проверки тормозов АТС на стендах. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: