Статья поступила 8 августа 2020 г.
Субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [7]. Для обеспечения продовольственной безопасности страны и насыщения российского рынка продуктами питания отечественного производства государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование сельского хозяйства. Наряду с льготным кредитованием, страхованием рисков, применением льготных налоговых режимов, проведением закупочных и товарных интервенций, таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, субсидии выступают ключевым видом государственной поддержки отечественного производителя и развития отрасли.
В настоящее время сельское хозяйство субсидируется достаточно широко. На 2021 г. на госпрограмму развития сельского хозяйства выделено 256,2 млрд руб. федеральных средств, что, однако, на 17 % ниже, чем в 2020 г. На 2022 г. предусмотрено финансирование госпрограммы в сумме 279,7 млрд руб., на 2023 г. — 295,5 млрд руб. Программу правительства по развитию сельского хозяйства продлили до 2025 г. (ранее госпрограмма работала до 2020 г.).
Механизм субсидирования сельского хозяйства находится в постоянном развитии. В 2013–2016 гг. существовало 54 субсидии, действовавших разрозненно, которые в 2017 г. были консолидированы в единую субсидию для российского АПК [11].
В 2020 г. в механизм единой субсидии были внесены существенные поправки. Необходимость трансформации возникла в связи с тем, что действующий механизм не в полной мере учитывал специфику регионов. В частности, не выявлялись их приоритеты и те направления развития, которые требовали стимулирующей поддержки [7].
Новыми правилами предусмотрено выделение двух направлений государственной поддержки:
1) компенсирующая субсидия — предоставляется всем регионам на поддержку сельскохозяйственного производства;