По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ машиностроения в Российской Федерации

Рассматриваются вопросы развития машиностроительной отрасли как одной из отраслей экономики. Заостряется внимание на перспективах развития машиностроения в среднесрочном периоде, для этого требуется воссоздание отраслевой инфраструктуры. В статье изложены основные показатели машиностроительной отрасли, определена ее проблематика, рассмотрены основные отрицательные и положительные тенденции развития.

Литература:

1. Промышленные кластеры и их роль в развитии промышленной политики региона [Текст]: монография / [И. С. Ферова и др.]. — Красноярск: СФУ, 2014. — 246 с.

2. Панасюк А.Н. Развитие регионального машиностроения в Амурской области [Текст] / А. Н. Панасюк, В. М. Ширяев, А. А. Кувшинов // Сельский механизатор. — 2016. — № 1. — С. 4–5, 7.

3. Хартанович Е.А. Экономика машиностроительного производства (экономика предприятия) [Текст]: Красноярск: СибГТУ, 2014. - Ч. 1. — 2014. — 100 с.

4. Заседание бюро Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям [Текст] // Инвестиции в России. — 2017. — № 7. — С. 47–48.

На протяжении советского периода машиностроительная отрасль занимала ведущее место в мире и по объемам выпускаемой продукции, и по уровню качества, даже если не принимать во внимание достижения оборонной промышленности, какая была лидером на международном рынке оружия и космических услуг, и приносила в казну многомиллионные выручки. Продукция машиностроителей составляла примерно 40% ВВП, в отрасли было занято приблизительно 30% трудоспособного населения с удельной производительностью труда в 70% от уровня США, а экспортная доля составляла 32–37%.

Но то, что настолько усердно строилось, являлось мировой гордостью, было разрушено за короткое время, начиная с 1991 г. Если не считать предприятия оборонного сектора, государство утратило собственные обязательства по управлению и планированию производственной деятельности, передав полномочия процессу приватизации. В результате сохранились только часть стратегически ориентированных предприятий для поддержки экспорта: топливно-сырьевой и горнодобывающей промышленности, транспортного сектора, сельского хозяйства. Машиностроительная отрасль была скуплена и обанкрочена западными и отечественными корпорациями, а освободившиеся площади были отданы под аренду.

Иными словами, к 2000 году почти перестали производить продукцию предприятия сельскохозяйственного машиностроения, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиадвигателей. Почти свернута деятельность энергомашиностроительного комплекса, станкостроения, производство станков и оборудования для легкой и пищевой промышленности, ДВС.

В 2013 году правительство РФ провело совещание о мерах по развитию машиностроительной отрасли для модернизации военно-промышленного комплекса. Это совещание было первым звеном в цепи ключевых решений, целью каких стало возрождение отечественного машиностроительного комплекса, но пока не всех его отраслей.

Стратегия правительства намечена, прежде всего, на оборонный комплекс, поскольку он меньше всего пострадал от разрушительных либеральных действий. Брошены силы на восстановление, улучшение и развитие гражданской электронной промышленности, в основном субсидиарно для малых предприятий. Также намечено развитие отечественного станкостроения с ориентацией на отрасль ОПК.

Для Цитирования:
Орликова А.В., Анализ машиностроения в Российской Федерации. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: