Исследование взаимосвязей показателей организации питания, а также связь его качественного и количественного состава с показателями здоровья детей и подростков является одной из наиболее актуальных проблем гигиены подрастающего поколения. В силу существующих социально-экономических различий в возможностях организации питания учащихся города и села эта проблема становится наиболее острой для сельских школьников.
В ходе исследований проводился корреляционный анализ полученных с помощью анкетного теста Г. А. Гончаровой и др. (1997) взаимосвязей показателей здоровья учащихся 6–11-х классов сельской школы (СШ) с вопросами организации питания в школе и качественного состава домашнего рациона школьников, также заданными в ходе анкетирования. Исследование корреляционных взаимосвязей, проводившееся в модуле «Основные статистики и таблицы» программы Statistika 6.0, учитывало возрастное разделение учащихся СШ по 6–8-м и 9–11-м классам (анализировались данные 75 учащихся 6–8-х классов и 55 учащихся 9–11-х классов СШ; в анализе рассматриваются только достоверные коэффициенты корреляции — р < 0,05).
При изучении роли школьного питания были отмечены коэффициенты обратной связи слабой и средней силы у учащихся 6–8-х классов СШ между жалобами на здоровье и приемами пищи, причем больше всего достоверных коэффициентов было выявлено с приемами пищи во второй завтрак (прием пищи в школе) и в полдник (от r = –0,23 до r = –0,37).
Выявлены коэффициенты обратной связи приема в школе вторых горячих блюд с выраженностью соматической симптоматики у школьников (от r = –0,26 до r = –0,39) и коэффициенты прямой связи с выраженностью симп томов соматического нездоровья с приемом в школе бутербродов, взятых из дома в школу (от r = 0,24 до r = 0,57), шоколада и кондитерских изделий (от r = 0,23 до r = 0,38). Кроме того, в этой возрастной группе учащихся СШ была выявлена обратная взаимосвязь между выраженностью симптомов соматического нездоровья и общим количеством приемов молочно-творожных блюд, принятых за весь день (от r = –0,24 до r = –0,27).