Неоспоримая значимость строительного рынка для функционирования региональной экономической системы требует использования широкого набора инструментов его государственного регулирования.
Целью написания данной статьи является рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа конкурентной среды строительных рынков нескольких региональных экономических систем. В задачи написания данной работы входит:
• уточнить трактовку сущности понятия «конкурентная среда» с позиции различных авторов;
• охарактеризовать структуру элементов конкурентной среды региональной экономической системы;
• сделать вывод о качестве конкурентной среды на строительном рынке той или иной региональной экономической системы на основе расчета коэффициента рыночной концентрации.
При написании работы были использованы следующие методы: сравнения, статистический, монографический, научно-исследовательский, расчетно-конструктивный.
Представленная в работе проблематика достаточно широко рассматривается в публикациях различных авторов, что говорит о высоком уровне ее актуальности. Достоинством данной работы является проведение межрегионального сравнения качества конкурентной среды строительных рынков различных экономических систем.
Содержание строительного рынка является сложным и многогранным понятием, которое необходимо исследовать с различных точек зрения. Строительный рынок целесообразно рассматривать с точки зрения экономической теории. Согласно данной позиции строительный рынок представляет собой место взаимодействия продавцов и покупателей строительной продукции и услуг с учетом существующих закономерностей спроса и предложения, а также механизмов государственного регулирования.
Данное определение, на наш взгляд, является достаточно емким, так как отражает все грани функционирования строительного рынка в условиях существующей рыночной конъюнктуры.
В первую очередь строительный рынок служит тем местом, где сходятся интересы двух основных его участников или субъектов: с одной стороны продавцов строительной продукции и услуг, а с другой стороны — покупателей. В то же время в существующих конъюнктурных условиях важное место при формировании цен на строительную продукцию и услуги принадлежит не только законам спроса и предложения, но и также механизму государственного регулирования.