Правовое регулирование государственно-частного партнерства в РФ производится на основании Закона о ГЧП [1], Закона о концессионных соглашениях [2], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Все правовые нормы, содержащиеся в иных принимаемых в соответствии с Законом о ГЧП и Законом о концессионных соглашениях, федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах, не должны противоречить Закону о ГЧП и Закону о концессионных соглашениях.
Закон о концессионных соглашениях принят в 2005 г., став, по сути, первым в современной России нормативным актом, регулирующим отношения в этой сфере ГЧП. По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок [1].
В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, позволивший внедрить в отечественную практику новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП. Закон о ГЧП ввел возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта. В интересах инвесторов Законом о ГЧП вводится механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации[2].