По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 346.34

Анализ изменений в ГЧП-законодательстве: какие последствия возможны для строительства?

Е.Ю. Васильева канд. экон. наук, доцент, главный редактор журнала «Сметно-договорная работа в строительстве» e-mail: elena_vasilyeva_msc@mail.ru

В статье рассмотрены поправки, предлагаемые для развития законодательства в области ГЧП. Проанализированы наиболее существенные новеллы, а также мнения и предположения экспертов по поводу их влияния на развитие строительной отрасли, систематизированы некоторые известные предложения по корректировке и совершенствованию этих поправок.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115ФЗ «О концессионных соглашениях» (редакция от 01.05.2022 № 126-ФЗ) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 20.04.2022).

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 01.05.2022 № 126-ФЗ) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 20.04.2022).

3. Васильева, Е. Ю. Эволюция законодательства в области соглашений государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2021 году // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2021. — № 12. — С. 49–54. — DOI 10.33920/str-01-2112-07.

4. Министерство экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. — М., 2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fa.ru/org/chair/ gchp/Documents/biblio/%D0%9C%D0 %B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B 8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA% D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D 0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+_+%D0%93%D0%A7%D0%9F. pdf (дата обращения: 21.04.2022).

5. Законопроект № 83061-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов)» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/83061-8 (дата обращения: 20.04.2022).

6. Законопроект № 75205-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (в части заключения концессионного соглашения, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве)» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/75205-8 (дата обращения: 20.04.2022).

7. Барцева, Г., Бадмаева Д., Фомина, М. Изменение ГЧП-законодательства: риски и последствия // InfraOne Research [Электронный ресурс]. — URL: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/e15ey1?s1qtyk=1noixc (дата обращения: 18.04.2022).

Правовое регулирование государственно-частного партнерства в РФ производится на основании Закона о ГЧП [1], Закона о концессионных соглашениях [2], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Все правовые нормы, содержащиеся в иных принимаемых в соответствии с Законом о ГЧП и Законом о концессионных соглашениях, федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах, не должны противоречить Закону о ГЧП и Закону о концессионных соглашениях.

Закон о концессионных соглашениях принят в 2005 г., став, по сути, первым в современной России нормативным актом, регулирующим отношения в этой сфере ГЧП. По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок [1].

В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, позволивший внедрить в отечественную практику новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП. Закон о ГЧП ввел возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта. В интересах инвесторов Законом о ГЧП вводится механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации[2].

Для Цитирования:
Е.Ю. Васильева, Анализ изменений в ГЧП-законодательстве: какие последствия возможны для строительства?. Юрисконсульт в строительстве. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: