По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.079 DOI:10.33920/MED-12-2003-08

Анализ иммунофизиологических параметров и оценка иммунного статуса у женщинпедагогов пожилого возраста

Долгова Валентина Ивановна доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, декан факультета психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 454080, г. Челябинск, пр-т В. И. Ленина, д. 69, e-mail: 23a12@list.ru
Мамылина Наталья Владимировна доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 454080, г. Челябинск, пр-т В. И. Ленина, д. 69, e-mail: mamylina71@mail.ru

Здоровье пожилого работающего человека — важная медико-социальная тема. Комплексные диагностические мероприятия с использованием лабораторноинструментальных методов с целью разработки методов реабилитации и терапии, входящих с систему anti-age, важно проводить в течение всего периода интенсивной нагрузки педагогов пожилого возраста, а именно в динамике учебного года. Проанализированы параметры регуляции ритма сердца в начале учебного года, через 6 и 10 месяцев. Изучены показатели спектрального анализа ритма сердца, волновые структуры высоко-, низкочастотной областей спектра; статистические методы включали вычисление критерия Шапиро — Уилка, х2 -квадрата, точного критерия Фишера, t-критерий Стьюдента. Выявлено снижение показателей вариабельности сердечного ритма, что подтверждает необходимость осуществления комплекса профилактических мероприятий, направленных на поддержание здоровья у пожилых людей, продолжающих заниматься профессиональной деятельностью.

Литература:

1. Афтеньев А. В., Архипов И. В., Баранова И. Д. и др. Иммунная теория старения: от теории к практике. Лечащий Врач. 2013; 4: 6.

2. Гизингер О. А., Щетинин С. А. Мониторинг микрофлоры поверхности глоточной миндалины у детей с хроническим аденоидитом, проживающих на территории Челябинска. Вестник оториноларингологии. 2016; 81 (1): 33–36.

3. Говорухина А. А. и др. Системный анализ вегетативной регуляции сердечного ритма педагогов и учащихся. Современные исследования социальных проблем. 2012; 6.

4. Девойно Л. В., Идова Г. В., Альперина Е. Л. Психонейроиммуномодуляция: поведение и иммунитет. Роль нейромедиаторной установки мозга. 2009.

5. Долгова В. И., Мамылина Н. В. Психофизиологический мониторинг состояния организма женщин-педагогов пожилого возраста. Успехи геронтологии. 2017; 30 (5): 770–775.

6. Долгушин И. И. Влияние низкоинтенсивного лазерного излучения на нейтрофилы цервикального секрета у женщин с микоплазменной инфекцией. И. И. Долгушин, О. А. Гизингер. Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физкультуры. 2008; 4: 29–31.

7. Кондратьева О. Г., Кондратьева А. А. Профиль гемодинамических показателей сердечнососудистой системы при формировании профессионального стресса у педагогов. Научное обозрение. Биологические науки. 2015; 1: 90.

8. Кривоногова Е. В., Поскотинова Л. В., Овсянкина М. А. Эффективность биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у участников образовательного процесса: нейрофизиологические и возрастные аспекты. Вестник клинической нейрофизиологии. 2016; 5: 149–150.

9. Кухтина Н. Б., Арефьева Т. И., Арефьева A. M. и др. Экспрессия хемокинов и цитокинов в атеросклеротических бляшках и интиме артерий у больных ИБС. Тер. арх. 2008; 4: 63–69.

10. Овсянкина М. А. Резервные возможности регуляции ритма сердца у педагогов. Материалы международной научно-практической конференции «Качество жизни, психология здоровья и образование: междисциплинарный подход». М. 2014, С. 223–225.

1. Aftenyev A. V., Arkhipov I. V., Baranova I. D. et al. Lechashchi Vrach Journal (Consulting physician). 2013; 4: 6.

2. Gizinger O. A., Shchetinin S.A. Vestnik otorinolaringologii (Bulletin of Otorhinolaryngology). 2016; 81 (1): 33–36.

3. Govorukhina A. A. et al. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (Modern Studies of Social Issues). 2012; 6.

4. Devoyno L. V., Idova G. V., Alperina E. L. Psikhoneyroimmunomodulyatsiya: povedenie i immunitet. Rol’ «neyromediatornoy ustanovki mozga» (Psychoneuroimmunomodulation: behavior and immunity. Role of neurotransmitter state in the brain). 2009.

5. Dolgova V. I., Mamylina N. V. Uspekhi gerontologii (Advances in Gerontology). 2017; 30 (5): 770–775.

6. Dolgushin I. I., Gizinger O. A. Voprosy kurortologii, fi zioterapii i lechebnoi fi zicheskoi kul’tury (Problems of Balneology, Physiotherapy, and Exercise Therapy). 2008; 4: 29–31.

7. Kondratyeva O. G., Kondratyeva A. A. Nauchnoe obozrenie. Biologicheskie nauki (Scientifi c Review. Biological science). 2015; 1: 90.

8. Krivonogova E. V., Poskotinova L. V., Ovsyankina M. A. Vestnik klinicheskoy neyrofi ziologii [Bulletin of clinical neurophysiology]. 2016; 5: 149–150.

9. Kukhtina N. B., Aref’eva T. I., Aref’eva A. M. et al. Terapevticheskiy arkhiv (Therapeutic archive). 2008; 4: 63–69.

10. Ovsyankina M. A. Materials of the international scientifi c-practical conference: Kachestvo zhizni, psikhologiya zdorov’ya i obrazovanie: mezhdistsiplinarnyy podkhod (Quality of life, psychology of health and education: interdisciplinary approach). М. 2014, С. 223–225.

Доказано, что 60–65 лет — средний возраст, при достижении коего у человека манифестируют сразу несколько геронтологических заболеваний из 92 нозологических единиц. Наиболее обсуждаемые из них:

- болезни сердечно-сосудистой системы, такие как инфаркт миокарда, инсульт, аритмия, эндокардит;

- нейродегенеративные заболевания ЦНС (болезни Паркинсона и Альцгеймера);

- менопаузальный и сенильный остеопороз.

Анализ возрастных изменений активно работающего человека пожилого возраста стал актуальной темой последнего десятилетия. Вектор жизни современного человека включает следующие параметры:

- Высокая физическая активность.

- Режим труда и отдыха.

- Достаточный сон.

- Профилактика стресса.

- Рациональное питание.

Проблема изучения возрастных физиологических изменений связана с тем, что в пожилом возрасте ряд физиологических и патологических процессов протекает с патогенетическими особенностями, связанными с профессиональной деятельностью педагога [1]. В процессах старения значимую роль играют иммунологические механизмы [2], оксидативный стресс [3]. В качестве интегрального маркера работы большинства систем организма можно рассматривать показатель вариабельности сердечного ритма (ВСР) [4]. Оценка иммунного и эндокринного статуса позволяет выявить изменения антимикробной защиты, риска развития опухолевой и аутовоспалительной патологии, особенностей периода мено- и постменопаузы. Вышеперечисленные периоды связаны с нарастанием повышенного риска образования свободных радикалов, нарушения в работе системы липопероксидации и антиоксидантной защиты. В норме данный процесс происходит постоянно, сбалансированно за счет активности эндогенных антиоксидантных систем. При стрессе возможен рост продукции свободных радикалов вследствие прооксидантных воздействий, гормонального дисбаланса. На фоне изменения гомеостаза развивается окислительный стресс с повреждением белков, липидов и ДНК иммунных клеток (фагоцитов, лимфоцитов) [5].

Для Цитирования:
Долгова Валентина Ивановна, Мамылина Наталья Владимировна, Анализ иммунофизиологических параметров и оценка иммунного статуса у женщинпедагогов пожилого возраста. Терапевт. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: