По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2001-12

Анализ и оценка взаимосвязей психических состояний и успешности деятельности медицинских сестер (результаты научно-исследовательской работы)

Е. В. Мензул кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: lenamenzul@rambler.ru
Н. М. Рязанцева старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: nataly-ruz@mail.ru
Л. А. Карасева доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой сестринского дела, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

В статье представлены результаты проведения психодиагностических методик, позволившие проанализировать и оценить профессиональную успешность сестринского персонала, уровень эмоционального выгорания и нервно-психического напряжения, проявление тревожности и боязни неудач с целью корректировки поведения и самочувствия специалистов в процессе профессиональной деятельности.

Литература:

1. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. — Красноярск: Литера-принт, 2009. — 237 с.

2. Засеева И. В. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона / И. В. Засеева, А. С. Татров. Фундаментальные исследования. 2013; 6–1: 43–49.

3. Левитов Н. Д. Психические состояния беспокойства и тревоги // Хрестоматия: Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. — СПб.: Питер, 2001. — С. 78–88.

4. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб., 2002. — С. 126–128.

5. Райгородский Д. Я. Психодиагностика персонала. — М: Бахрах-М, 2007. — 440 с.

6. Теплинских М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Сибирский психологический журнал. 2007; 25: 92–97.

7. Шилова И. В. Индивидуально-психологические особенности медицинских сестер различных специализаций. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет, 2000. — 61 с.

8. Gerrig, R. J. Psychology and life / R. J. Gerrig, P. G. Zimbardo. — N. Y., 2009.

9. Stеwart M. Nursing education as preparation for primary health care parthership with lay persons. Nurse Education. 2002; 77 (2): 8–15.

10. White R. W. Strategies of adaptation: An attempt at systematic description // Coping and adaptation / Ed. by G. V. Coelho, D. A. Hamburg, J. E. Adams]. — N. Y.: Basic Books, 1974. — P. 47–68.

REFERENCES

1. Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki emotsional'noy sfery: psikhologicheskiy praktikum (Techniques for diagnosing the emotional sphere: a psychological workshop). Krasnoyarsk, 2009, 237 p.

2. Zaseeva I.V., Tatrov A.S. Fundamental'nye issledovaniya (Fundamental research). 2013, № 6-1, pp. 43-49

3. Levitov N.D. Psikhicheskie sostoyaniya bespokoystva i trevogi. Khrestomatiya: Trevoga i trevozhnost' (Mental states of anxiety and anxiety. Reader: Anxiety and Anxiety. Compiled by Astapov V.M.). St. Petersburg, 2001, pp. 78 – 88

4. Taylor Manifest Anxiety Scale (adapatation by Nemchina T.A.). Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiya (Diagnosis of emotional and moral development. Edited and compiled by Dermanova I.B.). St. Petersburg, 2002, pp.126-128

5. Raygorodskiy D.Ya. Psikhodiagnostika personala (Psychodiagnostics of staff ). Moscow, 2007, 440 p.

6. Teplinskikh M.V. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal (Siberian Journal of Psychology). 2007, № 25, pp. 92-97

7. Shilova I.V. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti meditsinskikh sester razlichnykh spetsializatsiy (Individual and psychological characteristics of nurses of various specializations). St. Petersburg, 2000, 61 p.

8. Gerrig, R.J., Zimbardo P.G. Psychology and life. N.Y., 2009

9. Stеwart M. Nursing education as preparation for primary health care partnership with lay persons. Nurse Education. – 2002. - № 77 (2). – P. 8-15

10. White R.W. Strategies of adaptation: An attempt at systematic description. Coping and adaptation. [Ed. by G.V. Coelho, D.A. Hamburg, J.E. Adams]. N.Y.: Basic Books, 1974. – P. 47-68

Для изучения взаимосвязей психических состояний и успешности деятельности сестринского персонала амбулаторного и стационарных отделений были использованы следующие психодиагностические методики:

адаптированная проективная методика «Лесенка» (В. Г. Щур), направленная на проведение самооценки успешности сестринского персонала амбулаторного и стационарного отделений [1, 6];

методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», позволяющая провести диагностику механизмов психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия у медицинских сестер [2];

методика Т. А. Немчина «Оценка нервнопсихического напряжения», определяющая возможность диагностировать степень выраженности нервно-психического напряжения и его проявлений у специалистов сестринского дела [5];

личностный опросник: «Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлора, направленный на измерение проявления тревожности у сестринского персонала [3, 4];

методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана, диагностирующая позитивную (надежды на успех) и негативную (боязни неудачи) мотивацию у медицинских работников [7];

опросник «Оценка уровня притязаний» В. К. Гербачевского, выявляющий уровни притязаний испытуемых посредством диагностики компонентов мотивационной структуры (притязаний) их личностей [10];

методика Л. А. Курганского и Т. А. Немчинова, определяющая особенности психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [9].

1. Результаты самооценки успешности сестринского персонала свидетельствуют о следующем (рис. 1):

а) медицинские сестры амбулаторного отделения считают, что недостаточно стремятся к совершенствованию в профессиональной деятельности и имеют низкий уровень признания коллегами, возможно это связано с тем, что работа с документами, которая занимает до 70 % рабочего времени медицинской сестры, не требует развития ее профессиональных навыков и, как следствие, не привлекает признание коллег;

Для Цитирования:
Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева, Л. А. Карасева, Анализ и оценка взаимосвязей психических состояний и успешности деятельности медицинских сестер (результаты научно-исследовательской работы). Медсестра. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: