Для изучения взаимосвязей психических состояний и успешности деятельности сестринского персонала амбулаторного и стационарных отделений были использованы следующие психодиагностические методики:
адаптированная проективная методика «Лесенка» (В. Г. Щур), направленная на проведение самооценки успешности сестринского персонала амбулаторного и стационарного отделений [1, 6];
методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», позволяющая провести диагностику механизмов психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия у медицинских сестер [2];
методика Т. А. Немчина «Оценка нервнопсихического напряжения», определяющая возможность диагностировать степень выраженности нервно-психического напряжения и его проявлений у специалистов сестринского дела [5];
личностный опросник: «Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлора, направленный на измерение проявления тревожности у сестринского персонала [3, 4];
методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана, диагностирующая позитивную (надежды на успех) и негативную (боязни неудачи) мотивацию у медицинских работников [7];
опросник «Оценка уровня притязаний» В. К. Гербачевского, выявляющий уровни притязаний испытуемых посредством диагностики компонентов мотивационной структуры (притязаний) их личностей [10];
методика Л. А. Курганского и Т. А. Немчинова, определяющая особенности психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [9].
1. Результаты самооценки успешности сестринского персонала свидетельствуют о следующем (рис. 1):
а) медицинские сестры амбулаторного отделения считают, что недостаточно стремятся к совершенствованию в профессиональной деятельности и имеют низкий уровень признания коллегами, возможно это связано с тем, что работа с документами, которая занимает до 70 % рабочего времени медицинской сестры, не требует развития ее профессиональных навыков и, как следствие, не привлекает признание коллег;