По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1 DOI:10.33920/vne-04-2410-03

Анализ и оценка бюджетной эффективности введения таможенной процедуры таможенного склада при реализации трансграничной электронной торговли

Роман Сергеевич Губанов кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», Россия, 127006, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2, E-mail: gubanof@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1675-8150

В условиях современного подхода к организованной трансграничной электронной торговли становится очевидным формирование достаточного уровня спроса на товары, поставляемые с иностранных интернет-площадок и распределяемых для целей личного потребления граждан. Однако на данном этапе регулирования трансграничной торговли нерешенными остаются следующие задачи: оценка применяемой практики трансграничной электронной торговли с использованием таможенных складов в зарубежных странах; оценка экспортно-импортного потенциала для проведения трансграничных операций в Российской Федерации, реализуемых в условиях трансграничных электронных продаж. Также необходима бондовая политика хранения, сбережения и декларирования товаров, ввозимых из международных торговых площадок Россию. В связи с изложенным в статье приведены отдельные результаты анализа зарубежной практики в области внешней трансграничной торговли. Выявлены проблемы при организации внешней торговли России и стран Евразийского экономического союза. Обозначены промежуточные факты таможенного эксперимента в ЕАЭС, включая необходимость беспошлинного хранения иностранных товаров, помещенных под процедуру таможенного склада. Необходима новая система показателей оценки бюджетной и социально-экономической эффективности мер по функционированию таможенных складов. В результате исследования в статье предложены алгоритмы расчета бюджетной эффективности введения таможенной процедуры таможенного склада в рамках деятельности на едином экономическом пространстве.

Литература:

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/5758424/ (дата обращения: 10.06.2024)

2. Афонин, П. Н., Пулин, А. О., Иванникова, А. А. Актуальные вопросы применения ИДК // Бюллетень инновационных технологий. — 2020. — Т. 4. — № 1. — С. 41–43

3. Ломоносов, Д. Шоки деловой активности и специфические шоки рынка нефти в DSGE-модели экономики России и их влияние при разных режимах ДКП // Деньги и Кредит. — 2023. — Т. 82. — № 4. — С. 44–79

4. Погорлецкий, А. И., Кешнер, М. В. Косвенное налогообложение трансграничной электронной торговли: особенности национального и межгосударственного регулирования // Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования. — 2020. — Т. 6. — № 1. — С. 256–280. doi.org/10.21684/24117897-2020-6-1-256-280

5. Протокол от 25.12.2023 «О внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» // Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/23bn0196/ (дата обращения: 13.06.2024)

6. Список импортеров для выбранного товара. Товар 61 «Предметы одежды и принадлежности к одежде трикотажные машинного или ручного вязания» // International Trade Center. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org/Country_SelProduct_TS.aspx?nvpm=5%7c%7c%7c%7c%7c61%7c%7c %7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1 (дата обращения: 13.06.2024)

7. Чупина, Ж. С., Зорина, С. М., Аннабердыева, Л. Стратегии российских и зарубежных маркетплейсов // Актуальные исследования. — 2023. — № 13 (143). — С. 82–86. [Электронный ресурс]. URL: https://apni.ru/ article/5903-strategii-rossijskikh-i-zarubezhnikh-marketpl (дата обращения: 13.06.2024)

8. Уполномоченные экономические операторы могут получить новые упрощения // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/ upolnomochennye-ekonomicheskie-operatory-mogut-poluchit-novye-uproshcheniya/ (дата обращения: 17.06.2024)

9. UNCTAD. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org (дата обращения: 17.06.2024)

1. Garant (2010). Customs Code of the Russian Federation dated May 28, 2003 No. 61-FZ (TC RF). — Available at: https://base.garant.ru/5758424/ (accessed: 10.06.2024). (In Russian)

2. Afonin, P. N., Pulin, A. O., Ivannikova, A. A. (2020). Aktual’nye voprosy primeneniia IDK [Topical Issues of Application of X-Ray Inspection Systems]. Biulleten innovatsionnykh tekhnologii [Bulletin of Innovative Technologies]. Vol. 4, no. 1, pp. 41–43. (In Russian)

3. Lomonosov, D. (2023). Shoki delovoi aktivnosti i spetsificheskie shoki rynka nefti v DSGE-modeli ekonomiki Rossii i ikh vliianie pri raznykh rezhimakh DKP [Business activity shocks and specific oil market shocks in the DSGE model of the Russian economy and their impact under different modes of PREP]. Den’gi i Kredit [Money and Credit]. Vol. 82, no. 4, pp. 44–79. (In Russian)

4. Pogorletsky, A. I., Keshner, M. V. (2020). Kosvennoe nalogooblozhenie transgranichnoi elektronnoi torgovli: osobennosti natsional’nogo i mezhgosudarstvennogo regulirovaniia [Indirect taxation cross-border electronic commerce: features of national and interstate regulation]. Vestnik TiumGU. Sotsial’no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniia [Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research]. Vol. 6, no. 1, pp. 256–280. doi.org/10.21684/2411-7897-2020-6-1-256-280. (In Russian)

5. Alta-Soft (2023). Protocol dated 25.12.2023 On Amendments to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union dated April 11, 2017. — Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/23bn0196/ (accessed: 13.06.2024). (In Russian)

6. International Trade Center (2023). List of importers for the selected product. Product: 61 Items of clothing and clothing accessories, knitted or crocheted. — Available at: https://www.trademap.org/Country_SelProduct_ TS.aspx?nvpm=5%7c%7c%7c%7c%7c61%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1 (accessed: 13.06.2024). (In Russian)

7. Chupina, J. S., Zorina, S. M., Annaberdyeva, L. (2023). Strategii rossiiskikh i zarubezhnykh marketpleisov [Strategies of Russian and foreign marketplaces]. Aktual’nye issledovaniia [Actual research]. No.13 (143), pp. 82–86. — Available at: https://apni.ru/article/5903-strategii-rossijskikh-i-zarubezhnikh-marketpl (accessed: 13.06.2024). (In Russian)

8. Eurasian Economic Commission (2024). Authorized economic operators may receive new. — Available at: https://eec.eaeunion.org/news/upolnomochennye-ekonomicheskie-operatory-mogut-poluchit-novye-uproshcheniya/ (accessed: 17.06.2024). (In Russian)

9. UNCTAD (2024). — Available at: https://unctad.org (accessed: 17.06.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 18.06.2024

Дата принятия рукописи в печать: 22.08.2024

В условиях множества методологических подходов к выбору схем взаимодействия российских потребителей и поставщиков с иностранными контрагентами, организаторами электронной продажи товаров возникает несовершенство сбытовой и налоговой политики государства. Разрешение проблем разрозненности норм налогового и таможенного права в части регулирования трансграничных операций представляется возможным при реализации экономико-правового регламента по функционированию таможенных складов, предназначенных для повышения эффективности товарооборота по факту ввоза продукции в Российскую Федерацию с зарубежных интернет-площадок [7].

В современных условиях совершенствования практики трансграничной электронной торговли с использованием таможенных складов в масштабах Российской Федерации возникает объективная необходимость комплексной модернизации законодательной базы РФ, регулирующей порядок взаимоотношений всех участников потребительского рынка [3, 7].

В результате данных законодательных новелл в России в 2023 г. введен институт оператора электронной торговли, координационный функционал которой сконцентрирован в деятельности АО «Почта России». Расширение границ трансграничной торговли предусматривает необходимость совершенствования российской практики организации таможенных процедур, обеспечивающих функционирование бондовых складов для хранения товаров, приобретенных на иностранных маркетплейсах. При этом необходимо изучить передовой опыт зарубежных стран в области организации трансграничной торговли [4].

Увеличение объема электронной торговли автоматически вызывает рост потребности в дополнительном объеме финансирования [3]. В условиях проблем российских санкций на импорт товаров за 2022–2023 гг. вероятность использования обычного складского помещения на таможенной границе Российской Федерации была бы логичной и обоснованной.

Для Цитирования:
Роман Сергеевич Губанов, Анализ и оценка бюджетной эффективности введения таможенной процедуры таможенного склада при реализации трансграничной электронной торговли. Международная экономика. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: