Вопросы организации рационального землепользования становятся все более актуальными в связи с усилением противоречий землепользования, связанных как с недоиспользованием природно-ресурсного потенциала в результате нерациональной организации хозяйственной деятельности, так и с нарушением и деградацией земельных ресурсов вследствие их интенсивного использования. Решению задачи рационального использования земель сельскохозяйственного назначения способствует внедрение в последние десятилетия адаптивно-ландшафтной системы земледелия, природоохранных и ресурсосберегающих технологий, применение эколого-экономического подхода к управлению земельными ресурсами. В связи с этим возникает необходимость усиления научно-методического обеспечения оценки и актуализации сведений о земле [1].
В настоящее время FAO подробно разработана методология оценки земель сельскохозяйственного назначения, системы показателей, определены основные понятия и принципы [2, 3]. В Российской Федерации методическими вопросами оценки земель занимались и занимаются ученые Почвенного института им. В.В. Докучаева и Государственного университета по землеустройству, проектных институтов «Гипрозем» и «Земпроект», НПЦ «Земля» и ЦПИП «ВИСХАГИ-центр». Значительный вклад в развитие теории и методологии оценки внесли А.А. Варламов, И.И. Карманов, П.Ф. Лойко, С.И. Носов, П.М. Сапожников, С.Н. Тайчинов, Н.П. Фомин и другие.
Особенностью оценки земель сельскохозяйственного назначения в России является необходимость обеспечения адекватности и сравнимости результатов при широком многообразии природных ресурсов. Это обусловливает приоритет анализа природного агропотенциала (ПАП) территории с оценкой степени благоприятности условий для агропроизводства.
Исторически оценка ПАП осуществлялась путем бонитировки почвенного плодородия по свойствам почвы — мощности органогенного горизонта, содержания гумуса в пахотном слое, гранулометрического состава почвы [4], с учетом экологического состояния почвы и степени деградации под действием комплекса негативных процессов.